В своем блоге на Общественном медиапортале «Бахмут IN.UA» Николай Фоменко рассуждает о Дне города его роли в жизни бахмутчан, предназначении, форме и содержании. Небольшая заметка на тему празднования Дня рождения Бахмута отражает отношение автора к сфере культуры, в частности, к исполнительным органам, призванным ее развивать в городе.
Рассуждать о переменах в культуре очень сложно, потому что в культуре не может быть радикальных перемен. Конечно, перемены происходят, но они так незначительны и так растянуты во времени, что мы их практически не замечаем. Никакие реформы и декреты не способны изменить сознание человека, оно меняется исподволь под влиянием множества факторов.
Со времени проведения первого Дня города прошла целая жизнь. Нет уже того государства, того общественного строя, той идеологии, а в культуре ровным счётом ничего не изменилось и не могло измениться, потому что люди остались те же. Да, пришло новое поколение, но это те же люди, плоть от плоти своих родителей.
Часто приходится слышать, что формат праздника устарел, что нужно придумать что-то новое. Ничего вы нового не придумаете, пока оно не родится само. Я как-то был на Дне города в Вильнюсе. Должен сказать, что ничего нового для себя я там не увидел: то же парадное шествие, те же площадки для творческих коллективов, народные мастера, сувениры, но атмосфера совсем иная, люди другие, полицейские другие, мэр другой. Со всех сторон чрезвычайная предупредительность, дружелюбие, не суетливость и ещё что-то такое, что чувствуешь себя в полной безопасности, искренне радуешься музыке, фокусам, смеху детей, смешному автомобилю, полицейским на лошадях. Возле мэрии сотни белых стульев, не прикованных цепями, никаких блатных автомобилей. Одним словом, какие люди, такой и праздник.
Праздник нельзя объявить. Он должен возникнуть из желания что-то отпраздновать. Это «что-то» должно быть значимым для тех, кто его празднует, как Победа, как рождение ребёнка, как завершение путешествия или строительства храма. Насколько значимый день рождения города для наших горожан? Вот насколько он значим, настолько они и радуются этому празднику. Имеет значение сопричастность, степень родства, ощущение общности. В советское время ощущение общности было сильнее, люди себя чувствовали равными друг другу. Вот и праздник казался лучше. Теперь этого нет, потому что нет культуры быть богатым, как нет культуры уважения богатства. Каким праздником вы объедините грабителя и ограбленного.
Сегодня в день города никто ничего не празднует. Это просто пиар-кампания власти. Стремление направить общественную жизнь в некое удобное русло, откуда бы она не вылилась, и не превратилась в стихийный поток. Вот для чего нужен чрезвычайно раздутый чиновничий аппарат, все эти отделы образования, развития, культуры. Отделы сами по себе никого не образовывают, не развивают, не окультуривают, но требуют перед собой отчитываться тех, кто учит, развивает и занимается творчеством. Одним словом, старая советская практика тут никуда не делась. И в самом деле, зачем её менять, если она позволяет пускать пыль в глаза, выдавать формализм за обучение, распилы за развитие и патриотическую риторику за культуру. Как будто никто не знает, что истинная городская культура в кабаках, в свадебном сумасшествии и бытовом хамстве. Всё живое и перспективное в культуре возникает не благодаря отделу культуры, а скорее вопреки ему и как только почувствует силу тут же бежит из города, к полному удовлетворению чиновников, потому что с творческим человеком нужно работать. Легче пригласить варяга. Он спел и уехал.
Культура городских праздников в Европе уходит корнями в средневековье. Тогда в городах практически не было посторонних людей и городские ворота, во всяком случае, на ночь замыкались. Горожане делились на гильдии и все были зависимы друг от друга. Ни один сапожник или парикмахер не смог бы выжить, не будучи членом гильдии. У него просто не было бы заказов. И город не мог существовать без какой-либо гильдии: без столяров, кузнецов, купцов. Поэтому принадлежность к городу была для человека определяющей и даже записывалась вместе с именем: Леонардо да Винчи. Вот почему городской праздник касался каждого горожанина и каждый вносил в праздник свою лепту.
Ну, сейчас такого нет и в помине. Неожиданно эта тема возникла на уровне пенсионеров, когда пришлось отделить городских пенсионеров от остальных. Вот, что значит свой бюджет.
Так, может быть, с бюджета и начинать организацию праздника? Объявить, что, мол, так и так, в городской казне есть Н количество свободных денег. Их хватит на то-то и то-то. Может, есть желающие добавить Нную сумму, тогда мы закажем ещё и фейерверк. А после праздника отчитаться до копейки и перечислить, кто сколько дал. Тогда люди поймут, что от их участия что-то меняется, появится интерес.
Николай Фоменко – писатель, художник, житель Бахмута. Победитель литературных конкурсов. Пишет рассказы о современном Донбассе.
Редакция Общественного медиапортала «Бахмут IN.UA» приглашает авторов для размещения своих блоговых записей. Пишите нам на почту [email protected].