Писатель и художник, наш блогер Николай Фоменко делится с читателем своими мыслями о выставке современного искусства, которая сейчас экспонируется в Бахмутском краеведческом музее. Возможно его рецензия, которую он написал в виде короткого эссе с названием “Альтернатива”, вызовет любопытство и желание посетить выставку арт-проекта “Дифузии”, чтобы по-новому взглянуть на современную живопись.
Впервые за последние годы возникло желание посмотреть художественную выставку не где-нибудь, а в родном городе. Первая минута просмотра привела меня в недоумение: ободранные стены, кругом мусор. Неужели это насмешка над зрителем или, может быть, неуважение к самим себе, или нетребовательность, или… Одним словом, пришлось поразмыслить, задуматься.
Я смотрел на картины и думал. Через некоторое время возникло ощущение органичности. Комнаты, находящиеся в процессе ремонта соответствовали картинам, в которых процесс творчества как бы тоже ещё не завершён и авторы предлагают зрителю включиться в этот процесс, домыслить, досоздать или просто насладиться стихией творчества, волшебством рождения формы, пространства. Можно спорить, насколько качественные образцы такого искусства собраны в экспозиции. На мой взгляд, там есть очень хорошие работы, но что совершенно бесспорно, так это то, насколько выставка не похожа на жалкий провинциальный дилетантский салон наших ежегодных экспозиций. Действительно, такие работы нельзя было повесить на гламурные обои под будуарными бра выставочного зала. Стоит ли об этом писать? В определённой мере я чувствую свою вину. Так случилось, что я один из немногих в городе с приличным художественным образованием, но я не боец и поэтому проиграл.
Мещанство агрессивно и массово. Своим массовым мнением оно формирует стиль жизни, вкус, безапелляционно настаивает на своей правоте. Оно определяет, что хорошо, что плохо, невежественно считая, что можно судить об искусстве, не приложив никаких усилий к его изучению. Как же, мы неглупые люди, что вы нам рассказываете.
Мои знания оказались не только не нужны, но и не приемлемы. Я иногда думаю, если бы нашёлся сумасшедший и привёз в наш город несколько работ Пикассо или Модильяни, но инкогнито без подписей, случился бы в городе фурор или для них не нашлось места в выставочном зале? Но время не стоит на месте и Пикассо сегодня уже не писал бы так, как он это делал пятьдесят лет назад. Этого никто не хочет понять, потому что никто об этом не думает. Люди в своём большинстве живут как бы по инерции и очень поверхностно. Необходимость думать там, где в этом нет никакой выгоды, просто раздражает. Хватит, я думал, как заработать, а теперь вы положите мне конфетку в рот, чтобы было сладко. Вот и всё, что нужно от искусства. Поэтому вся эта непонятная «мазня», требующая напряжения интеллекта, соучастия, сотворчества в лучшем случае отвергается, но очень часто вызывает агрессию, стремление защититься, оправдать себя и тут вся эта обывательская свора набрасывается на «мазил», как на заклёванных цыплят. Я сдался. В конце концов, есть другие города, есть много замечательных художников, с которыми я общаюсь, на чьих выставках бываю. Есть интернет, позволяющий наблюдать за самыми современными тенденциями. А вы делайте тут, что хотите. Называйте школу искусств школой искусств, любуйтесь перерисованными картинками, если не доверяете принтеру, покрывайте всё лаком, посыпайте блёстками, залепите розами или бантами, завесьте изображениями кошечек или попугайчиков. Мне всё равно.
Так я думал до посещения выставки, но на выставке почувствовал угрызения совести. Вот, приехал в город какой-то волонтёр, совершенно посторонний человек и остался не равнодушным к нашему художественному убожеству, нашёл время, средства, какие-то аргументы в пользу своего проекта. Появилось желание как-то поддержать господина Майера и сказать в его адрес пару добрых слов.
Выставка замечательная, но надо понимать, что стремление к подражанию, укоренившееся в нашем художественном сознании, это продолжение послушания и подчинения столетиями воспитывавшегося в обществе. Ты не можешь делать или думать, как хочешь, потому что, если ты ребёнок, над тобой есть старший, если ты подчинённый, над тобой – начальник. Это неравенство очень ощутимо в обществе и оно не может не отражаться на всех сферах общественной жизни. Так от сугубо художественных проблем невольно переходишь к проблемам воспитания. Если бы в наших традициях было бы уважительное отношение к мнению младших, во всех смыслах этого слова, мы бы были совершенно иным обществом, и художественная жизнь не была бы такой бездарно угоднической и безликой.
Автор фото Андрей Пивень