Почему полосы, которые нанесли менее месяца назад уже не белые, а серые, а местами покрытие вообще стерлось, при свете фар светоотражательная способность разметки практически не просматривается. Какова технология нанесения дорожной разметки Бахмуте выясняли наши корреспонденты.
Заказчиком данных работ является Управление развития городского хозяйства и капитального строительства Бахмутского горсовета. Как рассказала специалист Управления Жанна Матвеева, в этом году было запланировано нанести 1576 квадратных метров горизонтальной разметки на нерегулируемых пешеходных переходах.
Ранее работы по содержанию светофоров, дорожных знаков и нанесению дорожной разметки занималось предприятие “Донбасинформресурс”. После начала военных действий главный офис предприятия остался в Донецке, людям перестали платить зарплату, и предприятие прекратило свою деятельность. Теперь установку и содержание дорожных знаков, а также нанесение разметки на пешеходные переходы отдали балансодержателю городских дорог Бахмутскому комбинату коммунальных предприятий.
Платят за выполнение, а не качество
Когда журналисты Общественного медиапортала попросили специалиста Управления обозначить условия договора на проведение работ, чтобы определить требования к качеству и стоимость, Матвеева сообщила, что договор на каждую услугу с Комбинатом коммунальных предприятий не заключается. Оплата идет за полный перечень оказываемых в течение месяца услуг за содержание парков и скверов, дорог, уличного освещения, уборке памятников и нанесению дорожной разметки.
Принимая работу, заказчик в лице Управления развития городского хозяйства и капитального строительства Бахмутского горсовета, проверяет количество нанесенных полосок и их размер. Насыщенность цвета и отражение в темноте, не контролируется. По умолчанию, оно должно быть обеспечено технологией. Окончательный прием работ и подведение итогов осуществляется на основании финансового отчета, который комбинат предоставляет в конце каждого календарного месяца, горсовет перечисляет коммунальному предприятию определенную сумму за выполненные работы.
Поскольку, на сегодня работы по нанесению разметки еще не закончены, а выполнено около 90% от заказа, итоги по фактическим затратам подведут, скорее всего, к началу октября, потому что в сентябре планируют еще нанести разметку на пешеходные переходы возле школ.
“Дислокации размещения разметки даем мы на основании прошлых лет и обращений граждан, согласовываем с ГАИ. Потом мне сообщают о выполненном объеме работ, и я выхожу делать замеры. Да комбинат только учится выполнять такие работы, их качество не идеально, на некоторых переходах, в местах интенсивного движения, например, по улице Свободы (Ленина) разметка, которую нанесли около месяца назад начала местами стираться”, – пояснила Матвеева.
Специалист рассказала, что краску покупали через систему электронных закупок “PROZORO”, выбирали по совету бывшего подрядчика кампании “Донбасинформресурс”.
Технология нанесения
За комментариями мы обратились к работникам Комбината коммунальных предприятий, которые выполняли работы. По их словам, нареканий к краске у них нет, старались выполнять технологию – по норме накладывали 450-500г краски на квадратный метр. После слоя краски укладывали специальные шарики, которые должны создавать в темноте светоотражательный эффект.
Эффект вырванных пятен, которые можно увидеть на некоторых переходах, в комбинате связывают с тем, что при большой нагрузке эти светоотражательные шарики разрушались и уносили часть краски. На вопрос, почему в других городах, где интенсивность движения намного выше, такого эффекта на разметке нет, нам ответить не смогли.
Судя по фотографиям, которые выставил в Фейсбуке активист и предприниматель Виктор Зипир на полосе практически отсутствуют светоотражающие шарики.
Начальник Бахмутского комбината коммунальных предприятий Иван Войтенко, который совсем недавно приступил к своим обязанностям, говорит, что его подчиненные старались выполнять технологию, но везде присутствует человеческий фактор. Поскольку все работы принимает он лично, о в некоторых случаях, зебры перекрашивали.
Изучаем характеристики материалов и стандарты
Мы решили провести собственное расследование и понять соответствует ли указанная технология нанесения нормам, которые требует производитель материалов и стандарты.
В отделе развития городского хозяйства получить информацию о том, на соответствие каким стандартам проверяют разметку нам не удалось. Мастер комбината коммунальных предприятий Игорь Гох, который занимался нанесением разметки заявил, что они руководствуются ГОСТ 13508-74 и ГОСТ 23457-86. Хотя в Украине с 2010-го года действует национальный стандарт, определяющий технические характеристики и методы контроля дорожной разметки, – ДСТУ 2587:2010. В документе определены размеры, форма, цвет, коэффициенты световозвращения. Основным показателем дорожной разметки определено расстояние ее фактической видимости в темное время суток и белизна разметки. На что, к сожалению, ни исполнители ни заказчики в Бахмуте внимания не обращают.
В системе электронных закупок “PROZORO” на страничке транзакции по покупке краски мы нашли объемы закупок и название материалов. Судя по площади, которую заказал горсовет краска закуплена с запасом.
На страничке производителя красок АК 501 Днепропетровского лакокрасочного завода указан расход краски 200-350 г на 1 квадратный метр. В комбинате нам сказали, что укладывают 450-500г, что в свою очередь не только увеличит расход, но приведет ли это к улучшению характеристик разметки посмотрим дальше.
Время высыхания 25 минут, работники комбината рассказывали, что выдерживали 30 минут. Оптимальная температура воздуха 10-40 градусов выше ноля, то есть по температурным условиям с 20 июля по 20 августа соответствует норме.
Безусловно самой важной характеристикой дорожной разметки является эффект световозвращения, который позволяет водителям и пешеходам видеть разметку в темноте, но к сожалению, дорожная разметка, нанесенная в Бахмуте в этом сезоне не отвечает этим качествам. Совершенно очевидно, что причина находится именно в технологии нанесения стеклошариков, которые обеспечивают отражение света.
По технологии укладка шариков производится сразу после нанесения краски в течение первых 5-10 секунд. Производители этого материала для получения равномерного световозращения рекомендуют наносить шарики механическим способом под давлением. Вручную обеспечить равномерное распределение материала будет очень сложно.
Специалист компании поставщика стеклянных микрошариков “Дельта-Ком” Александр Коротинский объяснил, почему на поверхности могут появится вырванные пятна:
“Нужно равномерно нанести шарики. В идеале шарик должен находится над поверхностью краски. Фракция шариков для того и подбирается немного больше, чем глубина слоя наложения краски. Кроме эффекта преломления света и возвращения его на водителя, шарики препятствуют истиранию краски. Еще одна важная характеристика – время нанесения, если краска уже схватилась шарики не прилипнут к поверхности, и при малейшей нагрузке разрушатся. В случае механического нанесения шарики могут смешивать с краской, в ручном варианте это нужно делать сразу после нанесения краски, максимальное время ожидания, которое указывают производители краски, не должно превышать три минуты”.
То есть, чтобы достичь нужного световозращающего эффекта важно обеспечить глубину погружения шариков. А судя по фактическому расходу краски 450-500г на квадратный метр, при норме 20-350г глубина слоя краски завышена.
Мастер комбината коммунальных предприятий Игорь Гох, который контролировал нанесение разметки, заявил, что шарики наносились через сито, сразу же, после того как на асфальт валиком нанесли краску.
Активист, который первым поднял вопрос о качестве дорожной разметке в Бахмуте Виктор Зипир также выставил видео, на котором работники комбината наносят дорожную разметку на нерегулируемый пешеходный переход по улице Независимости. Грубых нарушений технологии на видео нет. После установки трафарета работник наносит слой краски и почти сразу посыпают шариками, конечно, не всегда выдерживают 5-10 секунд.
Но судя по светоотржающим характеристикам, полученных линий, технология соблюдалась не везде и не всегда. Факторов на это влияющих много: либо стеклошариков мало положили на полосу, неравномерно нанесли по поверхности, либо глубина погружения шариков слишком большая, либо стеклошарики не успели достаточно прилипнуть к краске.
Из этой ситуации можно сделать несколько выводов, однозначно необходим более жесткий контроль качества работы, чем замеры размеров, поскольку основная функция ради которой наносят разметку, ни геометрические характеристики, хотя и это важно, чтобы понять норму расхода материала, а светоотражательная способность. И, конечно мы должны понимать, что при ручном нанесении ожидать хорошего качества не стоит. Слишком велик человеческий фактор. Следить за укладкой каждой полоски зебры в городе руководство комбината не может и не должно, а надеяться на усердие и полное выполнение технологии конечных исполнителей, как показывает опыт нельзя.
Поскольку потребность в нанесении дорожной разметки в городе не исчезнет, то стоит рассмотреть вариант приобретения машины для нанесения дорожной разметки. Ее стоимость не так велика, до двухсот тысяч гривен, но эта услуга также может стать дополнительным способом заработка для коммунального предприятия, ведь в соседних городах такого оборудования тоже нет.
Или же есть другой вариант покупать эту услугу у коммерческих организаций, который имеют оборудование и могут обеспечить качественное покрытие.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.