Летом этого года руководство КП «Бахмутэлектротранс» проводило круглые столы и общественные слушания по поводу повышения тарифа проезда до 2,5 гривен. Громада Бахмута не поддержала эти предложения, и мы до сих пор имеем возможность пользоваться услугой по старой цене – 1,5 гривны. Но ситуация на предприятии только усугубляется, и повышение тарифа неизбежно. Что еще может предложить руководство предприятия для сохранения городского электротранспорта выясняли корреспонденты нашего сайта.
«Совсем недавно мы снова провели круглый стол по поводу поднятия цены проезда. Все присутствующие поддержали наши предложения. Теперь решение будет принимать исполком, и, скорее всего, в конце ноября, проезд в троллейбусе подорожает до 2,5 гривен» – заявил директор КП «Бахмутэлектротранс», Владимир Капарунин.
Согласно предварительным расчетам экономического отдела предприятия и опираясь на опыт прошлых лет, повышение тарифа на 1 гривну, принесет увеличение прибыли на 30%. Всю полученную дополнительную прибыль руководство планирует направить на погашение долгов по заработной плате.
Жители Бахмута по-разному реагируют на возможное повышение тарифа. Пенсионер Петр, иногда пользуется троллейбусами и считает, что повышать тариф нужно, платить за проезд должны все, но пенсионерам необходимо выделять адресную помощь для этого.
«Правительство должно выдать определенную сумму для льготников, но за проезд должны платить все люди. Израсходует свою сумму, а потом пусть платит. Есть же такие пенсионеры, которые совсем не пользуются услугами электротранспорта, а есть, которые не выходят из вагонов. Несправедливо, получается» – считает Петр.
Прохожий по улице, оказавшейся работником троллейбусного парка, считает такое решение верным и нужным.
«Сколько сейчас стоят запчасти, электроэнергия, вода? То есть за воду платить 20 гривен – это нормально, а за троллейбус – 2,5, дорого?» – возмущается мужчина.
Наталья, жительница Бахмута считает, что повышать тариф не надо, но стоит ввести платный проезд для всех, только дешевле. Анна, говорит, что вместе с тарифами необходимо повышать и заработную плату. Студенты, Марина и Дмитрий, тоже не согласны с повышением цены проезда:
«Пассажиропоток очень большой. Даже по цене 1,5 троллейбусный парк имеет прибыль. Лучше бы они зарплату водителям повысили» – говорят студенты, но за счет чего повысит заработную плату, не знают.
Повышение тарифа – это самый легкий и быстрый способ, который позволит немного улучшить экономическое состояние предприятия. Но руководство предприятия рассматривает и другие возможности вывода троллейбусного парка из кризиса. Например, руководящий состав КП «Бахмутэлектротранс» обдумывает методы компенсации проезда льготных категорий граждан.
«Более 20 тысяч переселенцев – льготников, наряду с местными жителями-льготниками пользуются бесплатным проездом, такую информацию мы получили от Бахмутского Управления пенсионного фонда. По скромным подсчетам: четыре поездки в неделю, 16 поездок в месяц на каждого льготника, хотя они путешествуют до бесконечности, мы получаем сумму около 497 тысяч гривен в месяц, которую мы теряем, никто нам ее не компенсирует. Наших местных льготных пассажиров около 30 тысяч, за которых мы тоже не можем получить компенсацию в полном размере. С начала 2016 года мы уже навозили на 16 миллионов гривен» – говорит начальник планово-экономического отдела Людмила Печерская.
Из местного бюджета Бахмута КП «Бахмутэлектротранс» за провоз всех льготных категорий, вне зависимости от места регистрации, получает 500 тысяч в месяц. В год местный совет компенсирует предприятию 6 миллионов гривен, эта сумма как раз равна стоимости материалов. За 2015 год руководство предприятия не смогло получить от государства почти 1,2 миллиона гривен компенсации за льготный проезд. Заработную плату сотрудникам троллейбусного парка задерживают на два месяца.
«Зарплату водителям и контроллерам выдаем по 500-600 гривен. На сегодняшний день водительский состав сократился до 33 человек, по штату необходимо 45, кондукторов также не хватает: необходимо 45 человек, у нас – 40. Если еще уйдут водители или слесаря, то троллейбусный парк просто остановится» – говорит Владимир Капарунин.
Чтобы получать компенсацию за иногородних пассажиров льготной категории, руководство троллейбусного парка разрабатывает определенный механизм. В социальные учреждения, такие как Управление труда и социальной защиты населения, Пенсионный фонд, «Ощадбанк», с просьбой помочь выявить, сколько такие учреждения обслуживают льготных граждан.
«По законодательству Украины мы обязаны перевозить всех льготников – как иногородних, так и местных. Однако, по бюджетному кодексу – местный бюджет рассчитан только на местных жителей, так как они же его и формируют. Поэтому после того, как мы просчитаем, сколько иногородних пассажиров льготной категории мы провозим, будем обращаться в районный и областной совет с просьбой возмещать денежные средства на выявленное количество льготных пассажиров» – объясняет директор КП «Бахмутэлектротранс».
К таким решениям руководство подтолкнули результаты мониторинга социального статуса пассажиров, проведенного прошлой зимой. Представители Управления труда, городского совета, Пенсионного фонда около двух недель проводили рейды в троллейбусах, с помощью которых установили коэффициент соотношения платных пассажиров к бесплатным. Тогда же выявили и процент иногородних жителей.
«Хотим предложить Управлению труда выдавать, разработанные нами билеты, для льготных категорий. Положено человеку 16 поездок в месяц, ему выдали билеты, а он пусть использует их по своему разумению. Мы на эту сумму сможем получить компенсацию. Остальные граждане будут ездить платно. Если районный совет хочет, чтобы его жители ездили бесплатно, пусть заключают с нами договора» – говорит Владимир Капарунин.
Но даже в таких сложных условиях, предприятие своевременно уплачивает налоговые платежи в бюджет, а руководство считает налоговую нагрузку справедливой и не завышенной.
«Хоть мы и коммунальное предприятие города, налоги уплачиваем на общих основаниях. За 2015 год налога на прибыль мы заплатили 3700 гривен. Это посильные для нас налоги. Единственное, что нужно решать – это уменьшать количество льготных категорий» – говорит Людмила Печерская.
Есть в планах предприятия еще один способ дополнительного заработка. Директор ведет переговоры с фирмами, которые переехали с неконтролируемой территории и занимаются ремонтом городского электротранспорта. Так как, сам троллейбусный парк не имеет опыта в проведении тендеров и привлечения клиентов, но имеет опытных специалистов, такое сотрудничество будет выгодно.
«У них есть финансы, опыт работы, но нет территории и работников. Мы можем предоставить им специалистов, производственные площади, где будут происходить ремонты и оборудование. То есть подрядчики занимаются поиском заказчиков и оформлением договоров, а мы субподрядчики – осуществляем ремонты электротранспорта. Так мы сможем получить дополнительный доход, прибавку к заработку наших специалистов, да и квалификация будет сохраняться» – делится планами директор КП «Бахмутэлектротранс».
Если у государства нет финансовых возможностей, чтобы компенсировать льготные проезды «Укрзалізнице», то говорить о дотациях и субвенциях для местных коммунальных предприятий-перевозчиков, вообще говорить не приходится. Все финансирование переложили на местные бюджеты. Поднятие цены проезда, урегулирование проезда льготных категорий, инициативы руководства – все это должно помочь сохранить бахмутчанам троллейбусное движение.