Конфликт на Донбассе вошел в стабильную фазу и люди постепенно привыкают к этой ситуации. Диалог о том, как объединить Донетчину ведется односторонне, нет достоверной информации о том, какие настроения и ожидания есть у жителей оккупированной территории. Журналисты “Бахмут IN.UA” решили узнать, а что студенты Бахмута думают о возможности и способах реинтеграции Донбасса, и что они готовы делать для этого.
Вячеслав Гузовский, студент Горловского института иностранных языков. До войны проживал в Горловке. В родной город уже давно не ездит, но с друзьями, которые остались там, продолжает общаться. Считает, что возобновить отношения с оккупированной территорией будет не сложно.
«Нам, молодым людям, общаться между собой на много легче и проще. Жители Донецкой области, в основном, имеют постсоветское мышление, жители с Западной части нашей страны, наоборот – более свободные и открытые. Мы, же молодое поколение не обременены таким историческим клеймом, мы не так предвзяты друг к другу. Даже, когда приезжают студенты с Западной Украины мы очень быстро находим общий язык, мы понимаем, что мы все одинаковые, мы один народ. Я думаю, что когда закончится война, мы сможем легко и быстро восстановить отношения с теми, кто остался на тех территориях» – говорит Вячеслав.
Аня, жительница Донецка, когда приезжает домой избегает разговоров о войне: “Считаю реинтеграцию возможной с вероятностью 50 на 50. Даже, от людей которые находятся здесь, мы чувствуем ограничение. Мы своими силами добились того, что нас знают в городе. Нам говорят: “Вы молодцы!”, но есть ограничения наших инициатив. Мы озвучивали свои идеи, по занятию танцами с детьми, но не получили поддержки. В отношении жителей с оккупированной территории могу сказать, что мы общаемся на поверхностном уровне. Как нам правильно выходить из этого конфликта, я не знаю. У меня родители остались в Донецке, я езжу общаюсь с молодежью, но когда начинается разговор о политике, появляются разногласия и ссоры, поэтому стараюсь таких разговоров избегать. Очень туда ездить. Мало того, что это тяжело физически – дорога занимает около 9 часов, так еще такого наслушаешься в поездке!”
Александр Писарев, первокурсник Горловского института иностранных языков, уверен, что политический процесс реинтеграции будет долгим и кропотливым, и его результаты будут видны не скоро. Однако, чтобы участвовать в нем, уже сейчас инициативным молодым людям нужно стремиться к власти. Сейчас же, Александр не видит никаких действий, направленных на объединение, преследуются только интересы зарабатывания денег.
«Война для меня показала, что очень ценно общение между людьми, умение понимать друг друга. Нам сейчас приходиться объединяться, чтобы решить возникшие проблемы и трудности друг друга. А в самих людях я больше стал ощущать атмосферу дружности. Мы, дети, которые испытали на себе страх войны, закалились. И те инициативы, которые уже есть в наших головах, должны воплощаться в жизнь. Но для этого, я понимаю, необходимо иметь полномочия. С помощью волонтерства и общественных предложений мало чего можно добиться» – считает Александр.
Екатерина Дугарова – студентка Горловского иняза наблюдает за агрессивными публикациями жителей оккупированной территории, находящихся под влиянием антиукраинской пропаганды, в социальных сетях. Девушка опасается, что после объединения Донбасса начнется настоящая гражданская война.
“Сейчас проводится много тренингов, круглых столов, на которых обсуждают, что делать, когда война закончится. Думаю, что будет очень много проблем из-за не состыковки менталитета. Идет сильнейшая промывка мозгов масмедиа на той стороне, в социальных сетях люди не боятся выражать свое мнение и очень агрессивное. Я боюсь, чтобы история не повторилась, чтобы не было как при Богдане Хмельницком – “брати убивають своїх братів”.
Владислав, студент Артемовского индустриального техникума, думает, что, прежде всего для объединения с теми людьми, которые решили остаться на временно оккупированных территориях, необходимо больше общаться и показывать, что мы единое государство и единый народ.
«Уже сейчас необходимо делать шаги на встречу для объединения, нужно говорит о том, что мы одна страна, мы один народ. Для начала – это, прежде всего, разговаривать. Я на личном опыте понял, как это работает. Мои друзья живут в Донецке, было время, когда мы не понимали друг друга и просто перестали общаться. Но потом, поняли, что вся ситуация носит политический характер, а мы, как друзья, как просто люди не должны поддаваться разным давлениям, должны держаться вместе, и только тогда страна будет крепкой, а народ счастливым» – говорит Владислав.
Вика Андросова учится в инязе и общается с друзьями по вузу, которые не перевелись в Бахмут. Говорит, что людей запугивают и промывают мозги псевдо идеями через СМИ, а студентам устраивают воспитательные часы вместо пар. Вмка сторонник того, что диалог нужно вести, но медленно и осторожно:
“К сожалению, большинство людей находится под влиянием пропаганды в СМИ. Мы знаем, что доступа украинских каналов на оккупированную территорию нет. Люди целый день слушают одну и ту же пластинку, и это откладывается в сознании. Мои бабушка и дедушка живут на оккупированной территории – не хотят уезжать из родного дома, очень ждут возвращения Украины и не поддерживают оккупационную власть. Но они даже боятся об этом говорить, потому что людей сдают. Многие наши студенты, которые остались в Горловке жалеют, что не перевелись во время. Отношение к студентам стало ужасным, кроме того, им постоянно промывают мозги идеями молодой республики. Есть молодежь, которая для себя решила, что пересекать границу блок-поста в Зайцево – это опасно для жизни. Пытаюсь ненавязчиво объяснить, что государство Украина нам ничего плохого не сделала, напротив, дала нам образование. А эти события – шаг вперед, который показал нам, что нужно стремится к чему-то новому, а не циклиться на связях с Россией. То что Россия – это страна агрессор, я могу точно сказать у меня родственники живут на границе с РФ. Конечно, объединение – это очень сложно, но надеюсь, что эта ситуация нам поможет понять, что мы едины и должны держаться друг друга. Потому что из вне никто не может. Все винят других, но наверное мы все виноваты”.
Антон Макаренко, член молодежной общественной организации “Молодь Бахмута” при УИПА, член исполкома, с уверенностью говорит, что людей, вынужденно оставшихся в оккупированных городах, нельзя терять. Тем, кто выехал и нуждается в помощи – необходимо посильно помогать. И такие действия ускорят процесс объединения.
«Нам надо осознать себя частью одной страны, единым целым, а не разрозненными частями. Мы должны строить свободную и самодостаточную страну, понимать и верить в свои силы. А начинать нужно, прежде всего, с себя, с малого. С пониманием относиться к тем людям, которые остались там, из-за отсутствия альтернативы, а людям, которые выехали на свободную Украину помогать начинать жизнь сначала, интегрироваться в общество» – рассуждает Антон.
Настя Коникова, председатель студкомитета музыкального училища: “Наше учебное заведение очень много делает для объединения Украины и Донбасса. Мы кормим людей духовной пищей – устраиваем концерты. Считаю, что это очень важно сейчас. Эти события подстегнули нас продвигать культуру, поверить в себя, в свою роль в процессе восстановления мира и объединения Украины. Мы молодежь – мы опора страны. Мне кажется, что многие люди остались заложниками ситуации, нужно по возможности поддерживать с ними связь”.
Катя, приехала учится в иняз из оккупированной территории Луганской области. Студенка убедилась на собственном опыте, что донести до собеседника с другими убеждениями свою точку зрения не удается. Девушка считает, что сейчас нужно сосредоточится на том, чтобы помогать тем, кто выехал:
“Думаю, что разговоры ни к чему не приведут, кроме новых конфликтов. Нужно меньше говорить, а лучше действовать – помогать людям. Например, мы как педагоги можем работать с маленькими детками-переселенцами. Ни в коем случае таких детей нельзя жалеть и говорить им, что из-за войны они ограничены, я вижу как это влияет на моих родственников, это откладывается в подсознании и они начинают жить по этому принципу”.
Марина Лавриненко учится в медучилище. В Бахмут приехала из Горловки и знает о ситуации на неподконтрольной территории. По мнению девушки, люди, верившие в светлые идеи так называемой ДНР, пережив ужас войны, потерю близких, осознали, что их просто использовали. Сейчас они готовы к примирению:
“Как раз молодежь может сделать большой вклад в разрешение этого конфликта между людьми, потому что она не мыслит стереотипами прошлого. По примеру Майдана мы понимаем, что можем собраться, встать и поменять ситуацию. Думаю молодежь готова сейчас скооперироваться и менять жизнь. Пример в медицине – наши студенты стали волонтерами, нам дали больше возможностей, нам доверяют. Приезжают врачи со всей Украины обмениваются с нами опытом, помогают. На оккупированной территории образовался информационный вакуум и здесь тоже присутствует напряжение, наверное, нужно идти на компромисс. Каждый из нас определился внутри себя и выбрал позицию. Некоторые взглянули на ситуацию и поняли, что были не правы, повелись на какие-то лозунги, но изменить положение не могут. Эти люди прошли по лезвию, потеряли много родных и близких, пережили очень сложные времена и им нужна поддержка в первую очередь. Мне кажется сейчас очень многие люди готовы идти на контакт именно с той стороны, они готовы к примирению!”.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.