Изменить отношение общества к судам и судьям – актуальна задача сегодня. Реформирование судебной системы может стать тем рычагом, который откроет путь доверия населения к судам. Попытки реформирования продолжались на протяжении всех 26 лет независимости Украины. Последняя началась летом 2016 года с утверждением ВР изменений в Конституцию в части правосудия и появлением нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Изменения содержат несколько важных компонентов: электронный суд, квалификационные оценки судей, Общественный совет добродетели, э-декларации, избрание в составе каждого суда судьи-спикера и т.п.
Он-лайн можно будет подать заявление, а процесс может проходить в режиме видеоконференций
Электронный суд (э-суд) – это налаживание процесса быстрого обмена информацией в электронном виде между судебными учреждениями и участниками судебного процесса. Он включает также взаимодействие с другими государственными структурами. Главная цель идеи э-суда – обеспечение справедливого и беспристрастного правосудия в Украине, упрощение документооборота, выход на прозрачный и понятный гражданам уровень судебных процессов. Кроме того, предусмотрена фиксация судебного процесса, участие сторон процесса в судебных заседаниях в режиме видеоконференций.
«Если говорить о практических вещах, то благодаря электронному суду у каждого гражданина появляется уникальная возможность: просто зайти в свой кабинет на специальном сайте, заполнить шаблоны документов или добавить остальные в необходимой форме и одним кликом дать старт делу. Это исключает затраты времени и нервов на той случай, когда дело стандартное и не содержит каких-либо специфических требований. Например, вопрос взыскания алиментов. Это достаточно стандартная процедура и переход на электронную версию не только упростит процесс или сэкономит время, но и повлияет на доверие граждан к суду», – поделилась во время пресс-завтрака заместитель председателя Краматорского городского суда Донецкой области Анастасия Михальченко.
Проверка на соответствие занимаемой должности
Важным моментом реформирования судебной системы стало квалификационное оценивание судей. Оно позволяет оценить каждого судью на соответствие занимаемой должности. Оценивание производит Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККСУ). Проводится оно по методологии, которая включает не только проверку профессионализма, знания законов судьи, но и его психологического состояния и соответствия высоким моральным требованиям. Квалификационное оценивание судей продолжается уже более девяти месяцев. За это время в нем участвовали почти 1400 судей.
«Отмечу, что существует определенная часть судей, которые не проходят процедуру. Сейчас это 15-18%. Относительно Краматорского суда хочу сказать: состав судей весомо молодеет, приходят кадры с другим отношением к жизни и профессии», – подчеркнула Анастасия Михальченко.
Важный процесс квалификационного оценивания судей проходит под наблюдением общественности. С этой целью был создан Общественный совет добродетели. Он имеет право собирать, проверять и анализировать информацию в отношении судьи или кандидата на должность судьи. У Совета есть возможность предоставлять ВККСУ информацию в отношении судьи или кандидата на должность судьи. При наличии оснований Совет может делать вывод о несоответствии критериям профессиональной этики и добродетели судьи или кандидата на должность судьи.
Доходы судьи можно увидеть в электронной декларации
Эффективным инструментом контроля над судейской ветвью власти стало электронное декларирование (э-декларирование) – еще одна важная составляющая реформы. Благодаря декларациям, которые доступны для всех заинтересованных, граждане имеют возможность не только видеть информацию о доходах судей, но и мониторить изменения их финансового или имущественного положения, анализировать соответствие доходной и расходной частей. За заведомо недостоверные сведения в декларации предусмотрен административный штраф и даже уголовная ответственность. Декларанты, которые прекращают свою деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, все равно обязаны подавать декларацию на следующий год после этого.
«О любых фактах нарушения сроков представления или отсутствия деклараций, несоответствия доходов с расходами, недостоверной информации в декларации и т.п. у граждан есть возможность обратиться к НАПК с заявлением о соответствующей проверке», – отметила Анастасия Михальченко.
Судья-спикер должен налаживать связи с общественностью
Важная задача судебной власти, кроме осуществления правосудия – коммуникация с общественностью. Гражданское общество стремится получить различную информацию: о логике судебного процесса, о законах, которыми руководствуется судья, о принятии судами решений и тому подобное. Во исполнение решения Совета судей Украины, принятого весной 2015 года, собрание судей каждого суда избирает из своего состава судью-спикера. Кроме основной работы, задачи судьи-спикера – освещение официальной позиции суда в отношении решений суда. Именно эта часть работы судьи-спикера направлена на достижение важнейшей цели, стоящей перед судебной системой Украины, а именно – восстановление доверия к судебной власти.
«Способствовать развитию коммуникационных навыков судей, знакомить судей с опытом других стран, с позицией Европейского суда по правам человека о праве общества получать информацию из зала суда при рассмотрении громких дел, анализировать типичные проблемы, возникающие перед представителями СМИ в суде во время освещения ими резонансных дел и определять пути их решения – тоже очень важные шаги в обязанностях судьи-спикера», – подчеркнула Анастасия Михальченко.
Пресс-завтрак, прошел в рамках проекта «Повышение осведомленности общественности о состоянии и ходе судебной реформы на местном и национальном уровнях». Проект выполняется ВОО «Комитет избирателей Украины» в рамках Программы Агентства США по международному развитию (USAID) «Новое правосудие».