Сегодня, в здании КП «Бахмутэлектротранс», прошел круглый стол, где обсуждался вопрос о возможном повышении тарифа на проезд в городском электротранспорте. Директор предприятия говорил, что единственный способ сохранить жизнь троллейбусам – это установить цену проезда 2,50 гривен.
Юрист предприятия Вячеслав Лакиза в начале обсуждения, четко обозначил, что проводимая встреча не является общественными слушаниями. Юрист, ссылаясь на «Положение об общественных слушаниях», отметил, что данный вопрос не может выноситься на рассмотрение громады.
«Сейчас мы просто изучаем общественное мнение и доводим позицию предприятия и, возможно, будет учтено мнение общественности. Затем мы выйдем с инициативой на ближайшее заседание исполкома о повышении тарифа до 2 гривен 50 копеек» – сказал Вячеслав.
Хотя позже обозначил, что в соответствии с Приказом Министерства инфраструктуры Украины, пересмотр тарифов осуществляется только после процедуры публичного обсуждения. Но соглашаться с присутствующими, что это и есть общественные слушания, так и не стал.
Директор, Владимир Капарунин, кратко довел присутствующим, экономическую ситуацию предприятия, перечислил направления, где руководство смогло сэкономить, и отметил, что повышение тарифа – это единственный способ сохранения жизнеспособности КП «Бахмутэлектротранса».
«На предприятии работают 224 человека, многие из них – неполный рабочий день. Около 1,1 миллиона гривен затрачиваются на заработную плату, 350-400 тысяч гривен – на электроэнергию, доходная часть составляет всего 650 тысяч гривен. Более одного миллиона гривен мы не дополучаем. Постоянно сокращаем свои расходы – приобретаем менее энергоемкое оборудование, ремонты проводим своими силами, многие машины перевели на газ, все необходимые материалы покупаем через систему «Prozorro», которая позволяет приобретать дешевле и газ, и бензин. Но это все равно недостаточно. Если не повышать тариф, то предприятие ждет быстрая смерть, если же повысим, то продержимся какое-то время на плаву, и, возможно, вышестоящие власти пересмотрят свои решения и вернут нас под свое крыло» – сказал Владимир.
Действительно, ранее, компенсация проезда льготных категорий граждан производилась за счет государственного бюджета, сейчас перевели на местный уровень. Так, в первом квартале КП «Бахмутэлектротранс» получил из местного бюджета в виде финансовой помощи 1,4 миллиона гривен, во втором – 2,4 миллиона, которые были потрачены на заработную плату и электроэнергию. В июле ожидают получить еще 400 тысяч гривен, какое финансирование будет во втором полугодии, зависит от выполнения бюджета.
Коммунальные предприятия могут работать не только с помощью дотаций из государственного и местного бюджета, но и искать другие возможности снижения расходов и повышения прибыли. Но все предложения, которые звучали из зала, были не приняты и обозначены, как невозможные для внедрения на практике. Сергей Фисун, предложил, при участии местного совета, оформить кредит в банке и взять в лизинг автобусы у Часовоярского ремонтного завода, и осуществлять маршрутные перевозки.
«Наше предприятие – узкоспециализированное и сильно расшириться не сможем. Не все банки захотят работать с коммунальными предприятиями. А с имеющимися автобусами, мы не сможем составить конкуренцию в городе» – ответил на предложение активиста директор.
Есть ли у руководства другие планы развития предприятия, присутствующие на встрече так и не смогли услышать. На вопрос, Светланы Донецковой, секретаря Артемовского городского совета в 2000 году, когда и сколько КП «Бахмутэлектротранс» сможет получать прибыль, благодаря повышению тарифа на одну гривну, ответа, подкрепленного экономическими обоснованиями, тоже не прозвучало.
«Прежде всего, именно жители города заинтересованы в том, чтобы троллейбусы продолжали работать. Но если у руководства нет четких расчетов и понимания, обеспечит ли повышение тарифа работу предприятия, то, как можно утверждать, что это единственное верное решение. Уже сейчас надо понимать, как будет финансироваться троллейбусный парк в 2017 году. Сколько можно выделить из местного бюджета для этих целей? И только громада должна принимать такие решения, потому как местный бюджет формируется из наших с вами средств» – объяснила Светлана.
Также Светлана Донецкова предложила участникам круглого стола обязательно провести общественные слушания, с привлечением депутатов, бюджетной комиссии, членов исполкома. Где будут слушать не только вопрос о повышении тарифа на проезд, но и рассматривать альтернативные способы заработка, предложения о расширении услуг предприятия, тем более, что представители местного самоуправления обязательно помогут принять правильные решения.
Подводя итоги круглого стола, директор Владимир Капарунин, предложил участникам проголосовать касательно повышения тарифов, но присутствующие отказались. Исходя из повестки, одним из результатов встречи должно было стать утверждение тарифов по перевозке пассажиров и багажа в КП «Бахмутэлектротранс» в размере 2,50 гривен. Однако, учитывая акценты юриста и директора предприятия, что это были не общественные слушания, присутствующие утверждать тарифы не стали, а просто выразили свои мнения, которых было три.
Предложили провести публичные общественные слушания, проведя широкую рекламную кампанию о предстоящем мероприятии. На ближайшее заседание исполкома директору КП «Бахмутэлектротранс» выступить с предложением продолжать финансировать из местного бюджета льготные категории пассажиров. При чем стоимость проезда оставить на теперешнем уровне. И последнее предложение – повысить тариф, а по истечению года заслушать директора коммунального предприятия и делать дальнейшие выводы о его работе.
Вячеслав Лакиза и Владимир Капарунин обещали донести все высказанные мнения общественности на предстоящем заседании исполкома, которое состоится 13 июля.