Когда Эстония входила в Евросоюз, она должна была выполнить ряд требований, в том числе касающихся утилизации мусора. Государство выполняло их с пользой для своих граждан. Те свалки, которые пришлось закрыть, со временем превратились в места, где занимаются лыжным спортом. А чтобы из мусора извлечь прибыль – ввели депозитную накопительную систему, которая защитила окружающую среду, дала возможность заработать и гражданам, и производителям, и самому государству.
Как можно свалку превратить в уникальное место отдыха
Эстонский остров Сааремаа совсем не похож на суровый, строгий Таллин, с его минимализмом. На острове солнечно, тепло, уютно и романтично. Здесь даже из обычной городской мусорной свалки сделали зону отдыха, с разными локациями, с прогулочными тропами и дорожками для лыжного спорта.
“К 2009 году все городские свалки должны были закончить работу, если не соответствовали директивам Европейского Союза. На нашем острове было принято решение закрыть свалку. И поэтому возник вопрос, что делать с мусором и что сделать на месте бывшей свалки”, – рассказал руководитель центра утилизации отходов г.Кудьяпе Михкель Паляк.
На о.Сааремаа нет природных гор, зато, благодаря бывшей свалки, зимой местные жители и гости приходят кататься сюда на лыжах
Теперь на острове мусор не остается – каждый день около 20 тонн на автомобиле, а затем на пароме, отсортированные отходы вывозят на материк. Там его перерабатывают на заводах по сжиганию мусора, получая при этом энергию.
Городская свалка работала с 1974 года, ее площадь составляла 4 га, вмещала до 200 тысяч тонн кубометров отходов. Громада и местное самоуправление острова подошли очень креативно к возможности переформатирования городской свалки.
“Мы составили проект, планировали покрыть поверхность слоем почвы в полметра. Однако, Департамент окружающей среды сказал, что это мало и обязал увеличить до 1,5 метров. Часть свалки мы выкопали, около 8 метров, и, в основном, там была пластмасса. Хотя мы очень надеялись найти железо или сталь, чтобы хоть немного окупить наши работы. Но, нас опередили”, – смеется Михкель Паляк, вспоминая работы по рекультивации городской свалки.
Это был своего рода эксперимент, и сааремцы считают себя первыми, кто попробовал такое сделать в Европе.
Тариф на вывоз мусора на эстонском о.Сааремаа составляет 138 Евро за 1 тонну. Обычно, в домовых хозяйствах используют контейнеры до 140 литров, вывозится мусор один раз в месяц. Если недостаточно, то можно увеличить вместимость контейнера, но и тариф тогда увеличится.
Депозитная система в Эстонии – как экологическая мера
Кроме того, что в Эстонии работают несколько заводов по утилизации мусора, в стране существует депозитная накопительная система, которая позволяет производителям тары (пластиковой, стеклянной, алюминиевой), магазинам и покупателям зарабатывать на возврате тары, а эстонское государство может уплачивать акцизный сбор в Евросоюз по минимальным ставкам.
“Прежде всего, конечно, депозитная система была введена, как забота об экологической обстановке в стране. Для тех, кто не переживает за окружающую среду мотивацией послужило денежная компенсация. То есть, человек понимает, что если он будет сдавать пластик, то сможет получить за это деньги,” – рассказал Каупо Карба, один из руководителей центра “EESTI Pandipakend”.
Центр “EESTI Pandipakend” – эстонское некоммерческое предприятие, которое занимается сбором возвратной тары, контролирует количество производимой тары, отправляет тару на переработку и, по сути, является связующим звеном между производителем, магазином, покупателем и переработчиком тары.
Ввести депозитную систему в Эстонии – это было, прежде всего, законодательное решение. Из прибалтийских стран только Латвия, пока не имеет депозитной системы. Благодаря работы такой системы до 90% пластика возвращается на вторичную переработку. Цена депозита для любой тары составляет 10 центов. Есть определенные нормы сбора тары, которые страна должна постоянно соблюдать, в случае невыполнения – ставки акцизного сбора, уплачиваемого в Евросоюз, будет выше.
“Система работает так: производитель уплачивает депозит нашему Центру за произведенную бутылку, магазин платит производителю за товар вместе с ценой тары, покупатель имеет возможность получит деньги обратно, возвращая тару (цена депозита указана в чеке), Центр возвращает депозит магазину и бесплатно передает тару на переработку. Но всегда есть риск, что люди перестанут возвращать тару. Раньше стоимость депозита была меньше – 3-4 Евро, когда уровень жизни повысился, мотивация у людей стала падать и пришлось повысить стоимость депозита. А теперь, присутствует другой риск – себестоимость производства тары может стать меньше самого депозита”, – рассказывает Каупо Карба.
Поэтому ключом успеха в работе депозитной системы руководство Центра считает заинтересованность всех сторон: поддержка со стороны закона, участие производителей и продавцов, контроль и постоянное информирование общественности.
“Вся внутренняя тара имеет маркировку – штрихкод, присутствует контроль количества производимых бутылок, и в случае меньшей уплаты депозита производителем, чем сделано бутылок, уплачиваются высокие штрафы”, – говорит Каупо Карба.
Стоимость импортной бутылки не возмещается. Для импортеров, которые хотят участвовать в депозитной системе есть возможность зарегистрировать бутылку, это стоит 52 Евро за штуку.
В Центре бутылки сортируют по цвету, отделяют от крышек, прессуют алюминиевые банки, затем переправляют переработчикам вторсырья.
В начале работы системы, 80% собирали тару вручную, сейчас – до 95% собирается автоматами.
За все время работы депозитной системы было собрано 3,6 млрд бутылок, сейчас около 100 млн штук собирают в месяц
Материал подготовлен по результатам учебно-ознакомительного визита украинских журналистов в Эстонии, который был организован в рамках совместного проекта Эстонского центра восточного партнерства и Украинского кризисного медиа-центра.