Управление труда и социальной защиты как орган, который занимается возмещением проезда, и инициатор введения дополнительных удостоверений, заявляет, что дополнительные удостоверения помогают вести учет льтников. Перевозчик уверяет, что контролеры в троллейбусах не требуют специальные проездные билеты, а настойчиво рекомендуют их получить. Но, что скажет перевозчик в суде после предъявления видеодоказательств.
Суд по делу о необходимости предъявления удостоверения, дающего право на проезд бахмутчан льготных категорий, выслушав доводы Управления труда о том, что проездной нужен только для подсчета льготной категории, вызывает в качестве третьей стороны коммунальное предприятие «Бахмутсэлектроавтотранс».
Заявитель по делу – ветеран АТО Константин Чаловский, чтобы доказать, что проехать бесплатно без такого удостоверения не получится, снял на видеокамеру процесс выяснения отношений с контролером. Большой вопрос, как поведет себя руководство «Бахмутэлектротранса»? Это решение принимается не в коммунальном предприятии, а в городском совете.
Изначально при рассмотрении решения об утверждении порядка проезда льготников в городском совете не скрывали, что целью является наполнение бюджета коммунального предприятия. После внесения изменений в бюджетный кодекс возмещения из государственного бюджета не происходит. Местный совет решил, что возмещать готовы только за жителей города, остальные пусть платят сами. Проблема в том, что в законодательство не внесли изменения и льгота декларируется. Чаловский считает, что отказывая, представителям льготной категории, в троллейбусном управлении нарушают закон.
Воможным вариантом решения могло бы стать обращение к органам наделенным законодательным правом для внесения изменений в закон. Но в Бахмутском горсовете вопрос решили в одностороннем порядке.
«Почему Чаловский не подает в суд на центральные органы власти, которые не урегулировали законодательство?», – комментирует управделами исполкома Тамара Недашковская.
Но возникает и встречный вопрос почему органы местного самоуправления не обратились в центральные органы власти? Начальник Управления труда и соцзащиты Инна Сподина так видит свою роль в этом процессе:
«Наша задача исполнять! Мы не имеем права вносить измениения и подавать предложения».
В юротделе городского совета отметили, что подавать предложения можно, но по опыту эффективность таких обращений очень низкая. Единственный случай, который начальник юротдела примнил, в качестве обращения к народным депутатам – это проект по внесению изменений в териториальное устройство Бахмутского совета, а именно исключение Красной Горы.
Юрист движения «Сильні громади» Наталья Рыжкова отмечает, что вносить изменения в законы органы местного самоуправления не могут, но они могут обратится к тем субъектам, которых Конституция наделила правом законодательной инициативы.
«Установление правил льготного проезда пока отнесено к компетенции местных властей, из-за чего перевозчики, граждане и местные власти не могут найти взаимопонимания. Одним из путей решения этой проблемы является закрепление на законодательном уровне таких правил льготного проезда, чтобы забрать свободу действий у местной власти. Однако специального порядка рассмотрения предложений от органов местного самоуправления не предусмотрено в законодательстве. Субъектами законодательной инициативы, согласно Конституции Украины являются народные депутаты, Президент Украины и Кабинет Министров. Сейчас можно только представить проект акта через народного депутата, или предложения профильному министерству. Однако, изучая международный и национальный опыт, я сделала вывод, что можно обойтись и без внесения изменений в нормативно-правовых актов, самостоятельно введя действенные механизмы эффективного использования бюджетных средств и урегулирования льготного проезда, который бы удовлетворил не только все категории граждан, но и перевозчиков», – отмечает юрист.
Один из субъектов, обладающих правом законодательной инициативы являются народные депутаты. Прокомментировать ситуацию мы попросили Народного депутата Украины Наталью Веселову:
«Согласно норме пункта 7 ч.1 статьи 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», участникам боевых действий предоставляется льгота – «бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта …», указанная норма Закона не содержит никаких ограничений для практического применение такой льготы, в частности, конкретного времени для реализации этой льготы, или количества льготников на одно транспортное средство, или наличии разрешения органа местного самоуправления или владельца предприятия.
Однако фактически такие ограничения нередко устанавливаются прежде всего самими частными перевозчиками и водителями общественного транспорта (например, водителями маршрутных такси), которые под различными надуманными предлогами категорически отказываются осуществлять льготную перевозку пассажиров по удостоверению участника боевых действий.
Ко мне ней поступали жалобы от участников боевых действий о нарушении перевозчиками их прав на льготный проезд. Были направлены депутатские обращения в Государственную службу Украины по безопасности в транспорте, по нарушениям перевозчики уплатили штраф за нарушение правил льготной перевозки пассажиров».
Веселова также отметила, что открыта для предложений законодательных инициатив граждан и органов местного самоуправления.
Следующее судебное заседание по вопросу порядка проезда льготной категории граждан в городском транспорте состоится 22 ноября.