Активные жители своего города всегда хотят участвовать в местном самоуправлении. Не так давно, у бахмутчан появилось два новых удобных инструмента, с помощью которых можно заявить о своих проблемах, предложить инициативу и способы решения таких проблем. Реакция властей будет обязательной – либо поддержать, либо объяснить, почему невозможно. Знают ли бахмутчане о таких возможностях, пользуются ли ними, узнавали корреспонденты Общественного медиапортала “Бахмут IN.UA”.
Первый инструмент – Положение о местных инициативах. Этот нормативный акт был разработан общественниками, утвержден депутатами местного совета. Но, к сожалению, местные жители ни разу не воспользовались такой возможностью.
Сервис электронных петиций в Бахмуте заработал с весны текущего года. Суть электронных петиций схожа с инициативами, только на много упрощен процесс подачи документа, к тому же работает через интернет. Насколько активно бахмутчане пользуются этим инструментом демократии, можно судить по количеству поданных и подписанных петиций. По информации горсовета, с мая 2016 года местные жители подали 41 петицию, 12 из которых были отклонены, так как не входили в компетенцию местного совета. И всего лишь три петиции из 29 принятых набрали необходимое количество подписей (250) и были рассмотрены депутатами.
Принимая положения о местных инициативах и электронных петициях, представители местной власти остерегались большого количества неадекватных предложений, нехватки времени на обработку полученных документов. Но даже, простая и удобная форма подачи не активизировала граждан.
«Читаю списки тех, кто подписал ту или иную петицию, и нахожу там, как правило, знакомые фамилии общественно-активных бахмутчан, которые были таковыми еще до создания этого сервиса» – говорит социальный активист, инициатор нескольких петиций Николай Цихно.
Однако, есть такие петиции, которые регистрируются гражданами, но администрация сервиса их отклоняет. Николай делится своим опытом:
«Мою петицию – “О недопущении отмены электричек в Бахмуте” – отклонили на стадии модерации, посчитав, что подписывать договора с железной дорогой о компенсации затрат на льготные проезды – это не в компетенции горсовета. На лицо присутствует безапелляционная, закрытая от громады, в какой-то степени, единоличная модерация. В таких условиях невозможно построить прямое народовластие. Поэтому данный проект, больше напоминает не инструмент строительства прямой демократии, а осовремененный инструмент бюрократического регистрирования петиций в приемных городских структур».
О таких же случаях говорит и руководитель Общественной организации “Бахмут Украинский” Сергей Гончаров, активный пользователь сервиса. Сергей на электронную почту получает уведомления о зарегистрированных на сайте петициях, но перейдя на сам сервис, таковых петиций не находит.
«На сервисе петиций присутствует цензура. Мои коллеги регистрировали петицию «Об отмене рекламы пассажирских перевозок в страну агрессора – Россию». Я получал уведомление о ее регистрации на официальном сайте, но там ее не нашел» – говорит Сергей.
Татьяна Ягупова, главный специалист по работе с обращениями граждан общего отдела Бахмутского горсовета поясняет, что на сайте обнародуются только те петиции, которые соответствуют Положению.
«Все петиции регистрируются на сайте, но обнародуются только соответствующие нормативной базе. Запретить частному предпринимателю давать рекламу о транспортных перевозках или принимать решение о движении электричек – не входит в компетенцию Бахмутского горсовета. Поэтому, все авторы петиций, не попадающие под требования Положения, получают официальный ответ на электронную почту» – комментирует Татьяна.
По мнению Сергея Гончарова, недостатком электронных петиций, как не странно, является ее возможность пользования только через интернет. Много граждан и хотели бы подписывать разные петиции, но отсутствие уверенных навыков пользования интернетом, нехватки информации о таком ресурсе, лишает их такой возможности.
«Моя петиция – «О строительстве памятника основателю города – казаку-солевару» не набрала необходимых 250 подписей. Хотя друзья говорили, что хотели ее подписать, но допустив ошибку при регистрации, система не пускала в сервис. С наличием сервиса на официальном сайте, должна быть реклама – объявления в газетах. Причем, граждан должны оповещать о поступивших новых петициях, постоянно. А также, необходимо добавить возможность подписывать такие петиции вручную. Тогда это будет работать» – считает Сергей.
На этом месте Сергей Гончаров предлагает установить памятник казаку-солевару
Николай Цихно в свою очередь считает, что повысить активность граждан можно показав им позитивный опыт изменений, которые стали результатом подачи петиций:
«Нужно показать людям, что актуальные инициативы граждан прошли и были утверждены горсоветом, и что-то в городе поменялось к лучшему. Но пока у нас такая непродуманная система электронных петиций и пока у нас такие консервативные органы местной власти – этого не будет».
Одна из петиций, которая набрала 250 подписей и была поддержана депутатами городского совета – это строительство приюта для бездомных животных. Один из авторов, представитель “Общества защиты животных «Лада» Ольга Литовченко считает, что принятие депутатами этой петиции было отпиской, видимостью демократии.
«Мы хотели, чтобы нашу петицию не только поддержали, но она действительно заработала. Мы настаивали на том, чтобы строительство было начато именно в 2017 году, средства в экологическом фонде к тому же имеются. Но депутаты приняли решение – включить данные расходы в Программу экономического развития города в 2018-19 годах. Мало того, на одном из последних заседаний депутатов – предлагаются другие решения проблемы – платить отловщикам, но никак не строить приют» – рассказала Ольга.
Процесс взаимоотношений громады Бахмута и представителей самоуправления через электронные петиции – в самой начальной стадии. Есть недоработки сервиса, нежелание граждан разбираться в нем, низкая гражданская активность, иногда формальное принятие решений депутатами по петициям. Но то, что таким инструментом демократии пользуются некоторые активные граждане города, уже положительный факт.
“Электронные петиции для города новый инструмент. Он требует доработки. Мы понимаем его, как способ заявить о значимой для всей громады проблеме или инициативе. Отсюда и вопрос цензуры. На наш взгляд, покраска газовой трубы – это не уровень петиции Бахмутского горсовета. Да, это входит в нашу компетенцию, но это можно решить на уровне обращения граждан, без сбора подписей. Строительство Макдональдса в Бахмуте – касается всей громады, но может ли городской совет взять на себя исполнение этого решения? Это коммерческий вопрос, решение принимает компания исходя из финансового интереса, а не желания местного самоуправления. В целом я довольна, что есть активные люди, подающие инициативы, мы с депутатами стараемся рассмотреть каждую поддержанную петицию. Еще хотелось бы, чтобы в подписании петиций принимали участие именно жители нашего города”, – прокомментировала секретарь городского совета Светлана Кищенко.
Аналитик общественного движения «Сильні громади» Валентин Красноперов считает процесс введения электронных петиций определенным этапом развития гражданского общества:
«Внедрение электронных петиций – это своего рода эволюция гражданского общества. Те города, в которых уже работает такой сервис, на пути к следующему серьезному шагу – бюджет участия. Действительная возможность для граждан участвовать в самоуправлении, принимая решения, как расходовать местный бюджет, наполненный самой же громадой» – отмечает.
Хочется верить, что громада Бахмута пройдет этот этап гражданской эволюции в кратчайшие сроки и поднимется на следующую ступень развития, а жители города и представители местной власти будут работать в команде.
Польсько-канадської програми підтримки Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяннядемократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.