В Бахмутском городском отделе государственной Миграционной службы заявили, что с 1 ноября уходят от бумажных и полностью переходят на пластиковые паспорта в виде карточки. Теперь удостоверение личности получают граждане Украины начиная с 14 лет, им ID-карточку выдадут бесплатно, при замене или утере документов за паспорт с чипом нужно заплатить 279 гривен.
Получить новый паспорт в виде пластиковой, могут те, кому пришло время вклеивать фотографию, нужно восстановить или менять паспорт в связи со сменой фамилии.
Как относятся к новому паспорту и стоимости услуг бахмутчане?
Наталья получает паспорт впервые. Из-за трудностей с оформлением девушка ждет этого торжественного момента уже почти год. Мама Татьяна рассказала, что обратились в Миграционную службу в Бахмуте как только дочери исполнилось 16 лет. Но сначала у них потребовали предъявить домовую книгу, чтобы поставить прописку.
“Мы переселенцы из Горловки пришлось долго объяснять, что мы не можем этого сделать. Затем попросили паспорт отца. Но мы не поддерживаем отношений много лет. Только после того, как я попросила дать нам письменный отказ, нам разрешили написать расписку, и мы сдали имеющиеся документы”, – рассказала Бурлачка Татьяна.
Перед тем как паспорт выдать на руки, ведущий специалист отдела просит проверить личные данные, а затем кодирует их на носителе. Изменить данные можно только с помощью кода, который устанавливает владелец паспорта.
Наталья не рассуждает о преимуществах и недостатках пластиковой карты в сравнении с бумажным аналогом, говорит, что документ, который уже начинают требовать в разных инстанциях ей достался с большим трудом. Поэтому не важно какой он, важно, что он есть.
Назар из села Звановка только сдает документы, но к пластиковому паспорту относится с опаской.
“Мне друзья говорят, что эта карточка не действительна. Все равно нужно с собой возить лист формата А4 с информацией по прописке. На блок-постах требуют”, – рассказал юноша.
В связи с утерей паспорта в Миграционную службу обратилась София из села Берестовое.
“Мне в роддом через полтора месяца – паспорт очень нужен. А процедура длительная. Заявила об утере документа в полицию, они полтора месяца проверяли, только дали подтверждение. Теперь буду оформлять карточку. Заплатила за паспорт с комиссией 286 гривен. Для меня это не дешево, но а что делать, главное, чтобы побыстрее. Не знаю будет ли удобно с такой карточкой, только бумажные паспорта попривычнее были, уже знали какие ксерокопии и куда предоставлять, пока теперь в службах к ним привыкнут”, – рассуждает женщина.
Почему ID-карточки не могут получить все желающие?
Ранее сообщалось, что эта услуга будет доступна всем гражданам Украины с 1 октября. Но Миграционная служба не имеет полного комплекта оборудования: из требуемых 600 по Украине в наличии только – 330. В некоторых отделениях даже будут продолжать выдавать бумажные паспорта. При этом в официальном заявлении государственной Миграционной службы сообщается, что ограничения вводят для того, чтобы не было ажиотажа в связи с заменой бумажных паспортов на ID-карточки.
На запрос журналистов Общественного медиапортала в Донецкое областное управление Миграционной службы, мы получили ответ, что в области оформить ID-карточку можно в восьми из 24-х отделений. Сейчас оборудование закупается через систему “Prozoro”, до конца года обещают запустить в работу с новым носителем еще пять отделений.
Начальник Бахмутского отдела Миграционной службы Александр Зезюков рассказал, что в Бахмуте ID-карточки выдают с 1 января 2016 года. На одном комплекте оборудования, кроме первых паспортов, также выдают загранпаспорта. Обслуживаются жителей города, района, оккупированной территории. Около половины обращений на оформление паспорта поступает от жителей оккупированной территории. В связи с большой нагрузкой Бахмут получит еще один комплект оборудования к концу 2016 года.
На носитель, который встроен в карточку записываются личные данные – подпись, место регистрации, семейное положение (регистрация брака, дети).
А как же сменить прописку?
Как в дальнейшем можно будет поменять место регистрации, если эту функцию передали местным советам. Пока до конца не понятно. На сайте Государственной Миграционной службы сообщается, что, если в местных советах такого оборудования нет, то обращаться нужно в отделения Миграционной службы.
Начальник отдела предоставления административных услуг Бахмутского горсовета Наталья Чистякова сообщила, что стоимость комплекта оборудования для оформления загранпаспортов и внутренних паспортов в виде карточек около 550 тысяч гривен. Сюда же входит защищенный канал связи, по которому информация о персональных данных будет подаваться в Киеве, где документы печатают.
За девять месяцев 2016 года в Бахмутский горсовет по услугам регистрации было 3733 обращения.
В горсовет много раз приходило уведомление о комплектности и стоимости такого оборудования. Кроме того, размещение такого комплекта оборудования требует дополнительных площадей, которых тоже на сегодня нет в распоряжении отдела предоставления административных услуг.
После переноса отдела в отдельное помещение, планируют обращаться к международным донорам. Чистякова также сообщила, что проблема оснащения соответствующим оборудованием стоит не только у нас в городе. Даже областные города еще не оборудовали свои центры этой техникой, дело не только в цене, есть особенности программного обеспечения.
Украина только начинает внедрять удостоверения личности с электронными носителями. А вот аналитики информационной кампании “Сильніші разом”, которые изучают и рассказывают о позитивном европейском опыте, предлагают обратить внимание на эстонский паспорт. В Эстонии привычный нам паспорт носит универсальные функции. Он даже используется как проездной билет в общественном транспорте. На карточку записывается информация о купленном проездном, и в автобусе эту информацию может считывать контролёр. При помощи такой карточки можно оставлять в интернете свою цифровую подпись, которая имеет равные права с обычной. Удостоверение заменяет собой водительские права. А в 2007 году Эстония стала первой страной в мире, где на парламентских выборах голосовали по интернету. На выборах 2011 г. уже 24% голосов были поданы по новой технологии, в которой «ключом» служит всё та же пластиковая карточка – удостоверение личности. Можно подсчитать, сколько часов стояния в очередях, денег на бланки и зарплаты чиновникам заменяет один такой кусок пластика.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.