Main menu

DSCF9511 e78b3С 1июля владельцы квартир площадью более 60 квадратных метров и частных домов площадью больше 120 квадратных метров, предприятия за непроизводственные площади будут платить налог на недвижимость. В Бахмуте особенностью реформы является сложность в определении фактической площади и процедура оформления уведомлений к оплате.

Максимальная ставка налога в этом году 2% от минимальной зарплаты с каждого квадратно метра свыше 60 квадратов для квартир и 120 квадратов для домов (в 2015 году минимальная зарплата составляла 1218 гривен). Как рассказал начальник финансового управления Алексей Ткаченко, в Бахмутском городском совете приняли решение установить ставку в размере 1% (12,18 гривен). Хотели увеличить налоговую льготу с 60 до 70 квадратных метров для квартир, но после внесения изменений в Налоговый кодекс с местных советов убрали эту функцию. Поэтому решение принято не было.

Процедура уплаты

В Налоговой инспекции рассказали, что при получении письменного уведомления с квитанцией, владелец жилплощади должен заполнить корешок о получении, и если он согласен с размером насчитанного налога, то есть данные по его квартире или дому указаны верно, и количество совладельцев также соответствует действительности, то нужно оплатить квитанцию в течение 60 дней.

Важно понимать, что льгота в 60 квадратных метров дается на каждого совладельца. Поэтому расчет налога зависит не только от квадратных метров, но и от количества собственников. Физические лица платят налог за предыдущий год.

 «До 1 июля наша служба должна была разнести уведомления всем плательщикам данного налога, но в связи с тем, что мы только во второй половине июня получили часть базы из Реестра недвижимости – около 3000 тысяч претендентов. После обработки подтвердилось около двух тысяч плательщиков. А в июле уже после установленного срока вручения мы получили базу на еще 4000 претендентов, то сейчас только ведется работа по уточнению претендентов. Далее мы обратились к Укрпочте и нам обещали помочь разнести уведомления, потому что своими силами нам не справиться», - рассказал заместитель начальника Налоговой инспекции Сергей Андрющенко.

Но разнести уведомления это только часть процесса. Важно получить обратную связь – заполненное уведомление о получении. Именно с момента заполнения этого уведомления начинается отсчет срока уплаты, предусмотренных законом 60 дней. Если уплата не пройдет в срок, то придется заплатить штрафные санкции – 120% от ставки нацбанка, а после их уплаты вместе с основной суммой еще заплатить пеню. 30 дней – 10% от суммы, 60 дней – 20%.

С 2017 года владельцы домов площадью более 500 квадратных метров будут платить налог на недвижимость в размере 25 тысяч гривен.

Сложности реформы

По словам Андрющенко, главным заинтересованным лицом в успешной уплате этого налога является городской совет, ведь средства идут на пополнение городского бюджета. И ранее когда налог на недвижимость распространялся на владельцев домов площадью более 250 квадратных метров, выявить плательщиков помогали квартальные, собирали базу в архиве БТИ. На этой стадии реформы помощь из горсовета пока не обещают.

Начальник орготдела Татьяна Черникова говорит, что пока за помощью к ним и не обращались, но и повесить такой объем работы на квартальных тоже не сможет, а если учесть, что квартальные это в основном женщины пожилого возраста и ходить по этажам многоэтажек им будет тяжело.

С уплатой налога на нежилые помещения также есть сложности, например, как определить является ли помещение производственным. Цеха, в которых производится продукция, однозначно относят к технологическому процессу, их не принимают во внимание при расчете налога, но есть случаи, когда в помещении происходит, например, контроль качества или еще какие-то процедуры относящиеся к производству.

Но и это мелочи по сравнению с тем, что в государстве нет единой базы, которая бы отражала фактическое состояние недвижимости. Поэтому многое приходится делать в ручном режиме.

«В первую очередь мы пошли по объектам торговли. Работали с БТИ по нежилому фонду. По Бахмутскому горсовету и району по нежилому фонду сейчас выявлено около 500 плательщиков. Это в основном городская территория. По району помогают головы сельских советов. Но они могут вручить уведомление только на зарегистрированную собственность, даже если визуально видно, что дом или хозяйственные постройки попадают под действие закона, заставить хозяина оформить собственность мы не можем», - поясняет Андрющенко.

Отсутствие актуального реестра на недвижимость

До 2013 года монополия по регистрации жилья и изменениям в техническую документацию сохранялась за Бюро технической инвентаризации. Сегодня законодательство изменилось, полномочия по регистрации сначала передали в Регистрационной службе Минюста, с этого года эта функция вменена органам местного самоуправления. В Бахмуте этим занимаются специалисты Центра административных услуг.

Меняя распорядителя, государство не позаботилось о создании единой базы. Как рассказал Общественному медиапорталу «Бахмут IN.UA» начальник БТИ Андрей Атаманченко, электронный реестр недвижимости открыли 2003 году. Службой БТИ, но в него вносились те изменения в технической документации, которые регистрировались с 2003 по 2013 год при смене собственников, перестройке жилья, вступлении в наследство. Там где обращений не было, есть информация только в бумажных архивах и не факт, что она соответствует действительности.  

Во-первых, проводить техническую инвентаризацию, теперь нужно только в случае капитального ремонта и реконструкции, введения в эксплуатацию нового объекта, объединения объектов имущества.

«Таким образом, реестр пополняется в среднем на 3% в год, там, где не было движения по собственности в течение последних 15 лет, информация есть только в архивах», - говорит Атаманченко.

То есть реформа недвижимости двигается в двух параллельных плоскостях. Чтобы взимать налог, необходимо иметь достоверную картину о собственниках недвижимости, а механизм создания реестра не налажен. Данные разрозненны – часть информации до сих пор хранится только в бумажных носителях.

Как создать актуальный реестр недвижимости?

Атаманченко говорит, что создание единого реестра возможно, но для этого нужен финансовый ресурс на оплату зарплаты работникам, которые это будут делать:

«Не во всех городах остались рабочие службы БТИ. Где-то архивы были переданы другим городским службам. В Бахмуте БТИ работает на хозрасчете, то есть, чтобы обязать нас внести все данные архива в реестр, нас нужно обеспечить финансовым ресурсом. Мы работаем по пол дня, я не могу сегодня поставить своим работникам такую задачу».  

При условии создания полного реестра остается не решенной еще одна проблема – его актуальность. Поскольку необходимость технической инвентаризации по закону весьма ограничена, а у государственной инспекции по архитектурно-строительному контролю полномочия распространяются только на дачу разрешений по строительству, на сегодня даже нельзя определить объем незарегистрированной собственности.

«Мы даем разрешение на строительство и введение в эксплуатацию, и можем только порекомендовать зарегистрировать новый объект. На сегодня даже проверить наличие разрешения и соблюдение правил реконструкции можно только с основанием в виде жалобы, направлением прокуратуры или местного совета. А после ввода в эксплуатацию наши полномочия заканчиваются», - прокомментировала начальник отдела государственного архитектурно-строительного контроля Управления муниципального развития Бахмутского горсовета.

По мнению начальника БТИ, в этом вопросе нужно в ближайшее время менять законодательство.

 «Создать полную картину можно, предусмотреть необходимость обязательной текущей инвентаризации при купле-продаже и других операциях с недвижимостью, кроме того должны работать контролирующие службы по выявлению незарегистрированной недвижимости. Сейчас в Налоговую поступает информация только через декларации госслужащих и приравненных к ним специалистов, но это капля в море», - считает начальник БТИ.

Не актуальность реестра нужно рассматривать не только как недоимку бюджета, но и как нагрузку для налогоплательщиков, на которых зарегистрировано уже разрушенное жилье. Особенно эта проблема актуальна в прифронтовой зоне.

Владелец зернохранилищ в Миньковке, который получил их во время деления паев, заявил, что указанные 12 тысяч квадратных метров склада давно разрушены, но в реестре эти площади числятся за ним.

«Пенсионеру с доходом две тысячи гривен, Налоговая совершенно законно насчитывает 40 тысяч налога на недвижимость в год. А мы не можем выехать и зафиксировать отсутствие здания, потому что та территория заминирована», - привел пример Атаманченко.

Что уже делают в Бахмуте?

Заместитель начальника Налоговой инспекции Сергей Андрющенко говорит, что для формирования более полной базы владельцев недвижимости, совместно со специалистами горсовета через архивы БТИ собирали информацию по недвижимости экономически активных предприятий. Но с юридическими лицами это проще сделать, они более ответственны, и обычно не уклоняются от уплаты налога. Так в 2015 году налог на недвижимость уплатили 133 юрлица по Бахмутскому горсовету и району на сумму 2,5 миллиона гривен, в Бахмуте уплачено 1,7 миллионов. В этом году база расширилась - 145 юрлиц должны уплатить 5,5 миллионов гривен.

«Все декларации, которые мы получили от юридических лиц, были проверены на соответствие данным госреестра недвижимого имущества. В результате дополнительно привлечено 375,5 тысяч средств», - прокомментировал начальник управления налогов и сборов Бахмутской налоговой инспекции Сергей Клюев.

По физическим лицам на 1 июля 2016 по Бахмуту уплачен налог на недвижимость в размере 36,9 тысяч гривен. Поскольку, реестр только нарабатывается пока оценить объем средств, которые должны поступить в Налоговой не могут. Но надеются на сознательность граждан, которые получат уведомления и сами принесут заполненный корешок. Кроме того не исключают возможности, что в расчетах могут быть ошибки, если владельцы их обнаружили то, также нужно обратится за консультацией. Ее окажут на месте или по телефону 44-59-86, 44-60-06. Если вы согласны и уже оплатили налог, то проверить платеж можно по тел. 44-60-21. В любом случае налог будет насчитываться и лучше его оплатить во вовремя, а не копить долги.

Плашка грант1 fa354 d7591

 Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.