Согласно решению Верховного суда Украины, если банк не смог доказать, что перевод денег со счета клиента произошел по вине клиента, когда он сам передал секретные данные мошенникам, все украденные средства банк обязан вернуть. В Ощадбанке не обращают внимание на это решение, и утверждают, что схема работает благодаря упрощенной процедуре восстановления SIM-карты.
Руководитель ГО «Женский социальный эколого-правовой центр» Оксана Кравец сама столкнулась с подобной ситуацией: у ее родственника пенсионера украли со счета Ощадбанка 6000 гривен. Оксана убеждена, что секретные данные с карты могли стать известны мошенникам только через сотрудников банка.
«Номер счета, с которого сняли деньги, был подвязан не под номер телефона клиента, а под номер телефона его сына. Поступил только один звонок, данные по счету третьим лицам не передавались», – поясняет Кравец.
Семья несколько раз обращалась в бахмутское отделение Ощадбанка, но по-мнению Кравец в ответ получала только отписки.
«Когда мы обратились к управляющей, то нам ответили, что во всем виноват мобильный оператор, на наши вопросы, откуда оператор владеет данными по счету и откуда ему известно, что карта подвязана именно под этот номер, нам не ответили. Но, поскольку, существует решение Верховного суда о возврате денег клиентам, они без нашего обращения в суд обязаны возвращать деньги», – поясняет правозащитница.
Журналисты Общественного медиапортала «Бахмут IN.UA» также обратились за пояснениями к руководству бахмутского отделения «Ощадбанка», получить комментарий нам не удалось. В пресс-службе главного офиса нам ответили на некоторые вопросы из нашего обращения.
«Часто мошенники обращаются якобы от имени банков, учреждений социальной, медицинской сферы и убеждают владельца карточки сообщить конфиденциальную информацию (номер карты, PIN-код, срок действия, CVV2 / CVC2 коды). В частности, они массово рассылают SMS-сообщения с разных неизвестных номеров якобы от имени Ощадбанка и других банков о блокировке карты и т.д. и необходимости позвонить в Контакт-центр. Как номер контакт-центра указываются номера мобильных телефонов аферистов.
Один из видов мошенничества – незаконное использование финансового номера мобильного телефона клиента банка. При этом SIM-карта с номером мобильного телефона может быть как украденной вместе с телефоном, так воспроизведенной по телефону.
Подделывая SIM-карты, мошенники регистрируются в «Ощад 24/7» и осуществляют карточные переводы на карты других банков. Такие операции происходят после введения уникальных одноразовых паролей, направляемых банком на финансовый номер клиента. Отмечаем, что банки идентифицируют клиента по номеру телефона, а также подтверждают онлайн-транзакции с помощью секретных паролей, которые приходят в SMS. В соответствии с договором между клиентом и банком введение таких паролей приравнено к операциям с введением ПИН-кода. Следует отметить, что получение мошенниками дубликатов SIM-карт для дальнейшего управления счетами происходит благодаря упрощенной дистанционной процедуре восстановления SIM-карты. Банки не могут нести ответственность за кражу телефона или клонирование SIM-карты».
На вопрос о том, что сотрудники банка могут передавать мошенникам конфиденциальную информацию клиентов, нам ответили:
«Доступ к информации о клиентах имеет ограниченный круг специалистов. Все сотрудники проходят необходимую проверку. Банк никогда не покрывает кого-либо из своих сотрудников в случае мошеннических действий. Напротив, внутренние подразделения службы безопасности и аудита работают на опережение для предотвращения таких случаев. Мы четко осознаем ответственность за сохранность доверенных средств, но не имеем возможности защитить клиента, если он сам сообщает или передает персональные данные мошенникам.
Кроме того, реквизиты платежных карточек клиентов, одноразовые коды доступа к «Ощад 24/7» в открытом виде не сохраняются. Информация кодируется согласно требованиям стандарта безопасности данных, поэтому доступ сотрудников банка к ним не представляется возможным.
По вопросу ужесточения системы безопасности в пресс-службе сообщили:
«Уровень безопасности и надежности хранения информации о клиентах подтверждает ежегодное успешное прохождение банком международной сертификации стандартов безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS. Мы постоянно обмениваемся информацией обо всех мошеннических «новинках» с подразделениями безопасности других банков. Между Сбербанком и Департаментом киберполиции Национальной полиции Украины подписан меморандум по противодействию мошенничеству с использованием платежных инструментов».
В отношении расследования случаев мошенничества внутри банка, количества пострадавших и суммы, которая была украдена у клиентов, действий в отношении решения Верховного суда Украины о возврате денег клиентам нам не ответили.
В банке также дали советы клиентам как защититься от мошенников:
– не разглашайте номер карточки, финансовый номер телефона и другие конфиденциальные данные;
– указывайте при необходимости как контактный телефон не основной номер мобильного, привязанный к банковской карты, а другой телефонный номер;
– устанавливайте лимиты по операциям по картам путем обращения в Контакт-центр Ощадбанка или через «Ощад 24/7»
– персонализируйте свой номер телефона, привязав его к своим паспортных данных, и отключите услугу «удаленная замена SIM-карты».
В пресс-службе нам сообщили, что благодаря информационной работе банка и повышению финансовой грамотности клиентов в течение 2018 количество клиентских обращений относительно мошеннических действий с картами по сравнению с 2017 годом сократилось в три раза. Таким образом, в настоящее время наблюдается общая тенденция к постепенному снижению мошеннических операций с картами Ощадбанка».
В Бахмутскую полицию в 2019-м году поступило более 60 обращений в отношении воровства денег с банковских счетов. Как сообщили в пресс-службе полиции, расследований в отношении виновности сотрудников банка или в отношении нежелания банка возвращать взятые для сохранения средства не было. По данному факту полиция проводит расследование по ст.190 – “Мошеничество“. О том как действуют мошенники подробно сообщал и.о. Бахмутской полиции Ярослав Меженый.
Руководитель ГО «Женский социальный эколого-правовой центр» Оксана Кравец считает, что пассивность клиентов дает дальнейшую почву для того, чтобы банки не беспокоились о сохранности клиентских средств:
«Люди просто не знают своих прав или не хотят тратить время на суды. Я понимаю, что в суде дело будет рассматриваться и год, и два, и только потом мы сможем вернуть деньги. Я изучила много информации по этой теме и увидела, что большинство пострадавших – это клиенты «Ощадбанка».
Пока мы ждали ответа от пресс-службы Ощадбанка, Кравец осуществила свое намерение – создала группу в Фейсбуке «Чесно про банк», через которую собирается давать информацию о решении подобных ситуаций и предлагает консультации от ГО «Женский социальный эколого-правовой центр». Кравец собирается получить доверенность на представление интересов своего родственника и обращаться в суд.