Государственная политика в Украине декларирует внедрение инклюзивного образования. В Бахмуте появился инклюзивный центр, инклюзивные классы. При этом согласно социологическим исследованиям уровень готовности украинского общества близко общаться с людьми с инвалидностью крайне низкий. Как обстоит дело с социализацией людей с инвалидностью в США, нашему общественному корреспонденту рассказала актриса театра “Identity Theatre“ – Анна Черкезишвили.
Анна из Грузии, но уже несколько лет работает с театром, который известен в Нью-Йорке тем, что в его творческом процессе активно задействованы актёры с ограниченными возможностями.
По её словам, этот театр своей миссией даёт артистам возможность представить перед зрителем на рассмотрение разные проблемные социальные вопросы, а также содействует формированию толерантности и взаимопонимания в обществе.
Согласно данным недавно проведённого национального исследования отношения общества к детям из уязвимых групп, каждый второй человек считает, что украинское общество толерантно относится к детям с инвалидностью. При этом, уровень готовности общества принять в свое близкое окружение детей из уязвимых групп крайне низок: лишь 13% по отношению к детям с инвалидностью, 10% – к детям, лишенных родительской опеки, 8% – к беспризорным детям, 3% – к детям, живущим с ВИЧ.
Особенно важной является миссия театра – содействовать широкой интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. С этой точки зрения спектакли театра “Identity Theatre“ особенную ценность представляют для школ. Театр активно ставит спектакли для детей школьного возраста. Это направление является приоритетным для компании и вдохновляет её на творчество.
The True Colours of Weedle («Настоящие цвета Виделя») – так называется музыкальный спектакль, в котором Анна сыграла роль рассказчика. По её словам, The True Colours of Weedle – это мюзикл о мальчике Weedle Watkins (Виделе Ваткинсе), который родился в такой волшебной многоцветной стране, где у каждого жителя свой определённый цвет. Видель Ваткинс же родился без цвета и из-за этого он считался ничтожеством среди сверстников. Он постоянно чувствовал себя отчуждённым от общества, и часто задавал себе вопросы: почему он родился таким; почему он так отличается от других? Видель принял решение покинуть город и отомстить его жителям. Он начинает странствовать и на его пути встречается множество приключений. Во время путешествия он встречается с Мистеремом, трёхголовым существом, который тоже изгнан обществом. Видель и Мистерем подружатся и вместе придумают план мести над многоцветным городом. Они уничтожат все цвета, но затем Виддель осознает этот поступок и начинает плакать. Внезапно откроется интересный факт, у его слезинок есть цвета, что и для него и для окружающих станет предметом большого удивления. В заключении, всем возвращаются их жизни и цвета.
“Много семей с детьми с инвалидностью сталкиваются с трудностями в обеспечении должного ухода за детьми ввиду отсутствия необходимых услуг и поддержки. Когда система социальной защиты не работает, дети часто теряют свои семьи. Поэтому важно, чтобы общины и правительство принимали меры для развития в Украине инклюзивной среды для самых уязвимых детей”, – отметила Джованна Барберис, глава Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине.
Этот спектакль показывают в основном перед школьниками. Дело в том, что именно в школах наиболее часто встречаются случаи унижений и оскорблений по отношению к тем ученикам, которые считаются не похожими на остальных. Миссия этого спектакля в том, чтобы рассмотреть и выдвинуть эту проблему в центр внимания общественности. Автор пьесы, во время работы с нами, часто отмечал, что школа и общество должны обращать внимание и принимать соответствующие меры для решения таких проблем.
Анна Черкезишвили подчеркнула, что: «Главной особенностью постановки являлось то, что в творческой группе были задействованы артисты с ограниченными возможностями. Основатель компании Nicholas Linehhan (Николас Линехан) который является и режиссёром этого спектакля, объяснял всем актёрам, что когда у артиста ограничены физические возможности, тогда театр даёт возможность увидеть и почувствовать ему творческую свободу. Лично на меня эта идея оказала большое впечатление» – подчёркивает Анна. К тому же, главная идея мюзикла заключалась в том, чтобы продемонстрировать всем, что в реальной жизни месть не является выходом из создавшегося положения. Во время репетиций автор пьесы разъяснял нам, что мы должны содействовать тому, чтобы в школах дети научились понимать и уважать друг друга, научились любить себя и окружающих. «Я считаю, что очень важно, чтобы у ребёнка была хорошая, здоровая самооценка. Чтобы он принимал себя таким как есть – особенными и другие так же принимали его. Я думаю, что важно учить детей находить красоту как в самом себе, так и в окружающих его людях» – говорит Анна.
“Сегодня одной из причин проблемности обеспечения прав детей с инвалидностью является не только критичность и несовершенство государственной политики, но и само общество. Уровень толерантности социума к детям с особенностями существенно отстает от европейского цивилизованного восприятия таких детей. По моему мнению, каждый ребенок с инвалидностью должен быть интегрированным в детский коллектив и обеспечен равными правами и возможностями”, – отметил в своем выступлении Валерий Сушкевич, Уполномоченный Президента Украины по правам людей с инвалидностью, председатель Национальной Ассамблеи инвалидов Украины.