Любые масс-медиа, в идеале, во время выборного процесса должны занимать исключительно информационную, нейтральную позицию. Но, к сожалению, СМИ выступают площадкой для политических сил, на которой одних могут ограничивать, а других рекламировать и продвигать, тем самым лишая избирателей правдивой, объективной информации. Эстонские национальные СМИ обезопасили себя от такой ситуации кодексом четких правил, который утвердили еще задолго до дня выборов, придерживаются его на протяжении всего процесса, выполняют все участники – и журналисты, и политические кандидаты.
Эстонское общественная телерадиовещательная корпорация – Eesti Televisioon, ETV финансируется из государственного бюджета и не имеет права размещать никакой рекламы. В нее входят три телеканала, пять радиостанций, четыре новостных интернет-порталов, которые вещают на трех языках – эстонском, английском, русском. На 2018 год бюджет корпорации составил 35 миллионов Евро. Средняя зарплата журналиста составляет 1600 Евро, и выбирая между частными каналами и общественным, придут скорее работать на последние, так как присутствует стабильность, четкие правила, выработанная годами журналистская этика.
«Радио4» – «ERR.ee» – входит в состав Эстонской национальной корпорации и среди русскоязычных станций имеет самую большую аудиторию.
Так обустроены студии в одном из национальных эстонских телеканалов
Эстония, как и Украина, сейчас в ожидании начала выборного процесса. В марте 2019 года эстонцы будут выбирать членов своего Парламента, а в мае – Европарламента. Однако, предвыборная кампания началась уже давно, она, в принципе, не имеет четких сроков, единственное ограничение – за 40 дней должна быть прекращена вся внешняя политическая реклама.
«Как только проходят выборы, сразу же начинается предвыборная гонка на следующие выборы. У какого кандидата больше денег, тот и заказывает себе бессрочные баннеры», – так шутит о возможностях кандидатов в политической рекламе главный редактор «Радио 4» Юлия Балий.
Если предвыборная агиткампания эстонских политиков прямо зависит от количества их финансовых средств, то повлиять на редакционную политику «Радио 4» – «выбить» больше эфирного времени, показать себя и свои предвыборные обещания в лучшем виде, они не могут.
В редакции «Радио 4» выработаны принципы, которым подчиняются не только сотрудники, но и все политические деятели, независимо от их статуса.
Принципы таковы: независимость, баланс и равновесие, четкие правила, критическое мышление и отличное знание предмета для журналистов.
Независимость
«Все сотрудники «Радио 4», принимающие участие в предвыборных гонках должны абстрагироваться от текущих политических взглядов. Мы должны быть максимально независимыми и объективными, для того, чтобы как можно точнее передать мессенджеры кандидатов. Но все же, это не означает, что мы даем платформу, где царит полная безнаказанность», – говорит Юлия Балий.
Баланс и равновесие
«У нас всегда присутствует баланс политических сил в эфире для каждой политической партии. Для всех есть одинаковое время и возможности. Например, у нас очень популярны политические дебаты, и многие представители разных партий хотят поучаствовать в программе. Одновременно в дебатах могут быть до семи участников. Все политические партии получают официальное приглашение, и если, в течение пяти дней мы не получаем ответа, то партия лишается права участия. Как раз в этом, нам помогают четкие правила, которые распространяются на всех – политиков, сотрудников, старейшин Таллина, мера», – говорит Юлия Балий.
Четкие правила
«Еще задолго до выборов вы должны обозначить свод правил, по которому будете освещать выборы. Если, например, действующий министр баллотируется в Европарламент, то мы будем приглашать его к нам на передачу в том случае, если комментарий можно получить только от него. Представители органов местного самоуправления никогда безосновательно не получают место на канале, эфирное время для всех одинаково. Если кандидат нарушает правило, то мы никогда не боимся указать ему на дверь. Если журналисты нашего канала решили заниматься политической деятельностью, то для них вводится эфирный запрет – во время предвыборной кампании, они не ведут никаких передач. Да, при этом они лишаются зарплаты, но это их выбор», – говорит Юлия Балий.
Критическое мышление и отличное знание предмета для журналиста или ведущего
«У нас есть четкий порядок освещения выборов, как для штатных, так и для внештатных сотрудников (сейчас на радио работает по 800 человек в каждой категории – прим. редакции). Если же ваш гость говорит, что планирует повысить пенсии на 100 Евро в следующем году, а это существенная сумма для эстонского бюджета, то необходимо подготовиться – откуда возьмутся такие деньги? Из каких других расходных статей изымем, сократим бюджетных работников, поднимем налоги или что-то еще? Как правило, вы никогда не получите конкретных ответов. Мы свободно можем критиковать премьер-министра, задавать ему «неудобные» вопросы», – говорит Юлия Балий.
В этот период – предвыборной гонки – для избирателей создается специальный портал, где консолидируется вся информация: видео-, аудиоматериалы, он-лайн публикации кандидатов, которая размещалась на разных источниках.
«Это поведенческая линия нашего национального канала – «Радио 4», как ведут себя частные СМИ, во время предвыборной гонки, остается на их совести. Мы стараемся максимально охватить выборную кампанию на всех ее этапах. Мы всегда четко обозначаем политическую рекламу», – добавляет Юлия.
Один из рабочих кабинетов национальной эстонской радиостанции “Радио 4”
В период самих выборов, а это целая неделя, редакция «Радио 4» присутствует на всех избирательных участках, следит за интернет-голосованием, после официального дня выборов транслируют популярную передачу среди эстонцев – «Ночь после выборов», куда приглашают победителей, проигравших политиков и самых известных ведущих.
«Эстонцы имеют право голосовать через интернет в течение шести дней, в последний день на самих избирательных участках, в этот день он-лайн голосовать уже нельзя. Несмотря на все удобства, какие предоставлены государством, только 16% избирателей голосуют через интернет. И, как ни странно, самые неактивные – это молодые люди. На муниципальных выборах процент участия в голосовании достигает до 60%. И мы понимаем, что наша роль очень важна – предоставлять избирателям сбалансированную информацию обо всех политических силах, доносить гражданам о важности принятия участия в голосовании каждого из них, и никогда не отступать от правил», – говорит главный редактор «Радио 4».
Материал подготовлен по результатам учебно-ознакомительного визита украинских журналистов в Эстонии, который был организован в рамках совместного проекта Эстонского центра восточного партнерства и Украинского кризисного медиа-центра.