Мы собрали для вас мнения руководителей городской и районной администрации, депутатов разных уровней, общественников, руководителей предприятий, экспертов, волонтеров о введении военного положения. Свое мнение выразили Алесей Рева, Татьна Ерохина, Евгений Пластун, Константин Матейченко, Владимир Веселкин, Петр Тутов, Виктор Зипир, Дмитрий Кононец.
Городской голова Бахмута Алексей Рева: «Все мы работаем в привычном режиме и наша обязанность обеспечить стабильную жизнедеятельность громады, чем и будем заниматься спокойно и без паники».
И.о. председателя Бахмутской райгосадминистрации Татьяна Ерохина: Думаю, что работа администрации не изменится. Конечно, людей это решение Президента и Верховной Рады беспокоит. Уже обращались жители так называемой «серой зоны», их интересует свободное перемещение из Мироновки, Новолуганки. Мы уже связывались со штабом Операции объединенных сил, нам сказали, что пока ограничений по передвижению транспорта нет. Мои сотрудники также спрашивают, можем ли мы по работать плану, ведь у нас готовятся и культурные и социальные мероприятия, формируем бюджет. Пока вводных никаких не было, жизнь продолжается. Вместе с военкоматом будем работать по плану территориальной обороны, штаб у нас есть, мы проводили учебу, но в реальности в условиях военных действий, мы конечно никогда не работали.
Председатель Бахмутского райсовета Евгений Пластун: «Постановление окончательное не читал, его много раз меняли, за что проголосовали пока не знаю. По обсуждению в Верховной Раде слышал, что обсуждали ограничение прав граждан, какие они все-таки будут хотелось бы понять. Выборы состояться в срок, знаю что этот закон тоже приняли вчера. Что дает военное положение для маневренности армии, не знаю. Через месяц, когда военное положение закончится, будет понятна эффективность этого решения. Если будут введены ограничения прав и свобод, ограничена свобода прессы, это несомненно будет держать людей в напряжении. Волнуюсь о том, чтобы решение, не задело простых людей, чтобы люди в панике не начали разъезжаться. Хотелось бы понять не повлияет ли это на экономическую ситуацию? Надеюсь, что это решение подтолкнет мировое сообщество, более прогрессивно решать конфликт за столом переговоров.
Народный депутат Украины Константин Матейченко: Невозможно научиться плавать, не войдя в воду. Мы в Донецкой области привыкли к войне, к блок-постам, к угрозе. Но основная часть украинцев не понимает, что мы живем в состоянии войны, их это касается косвенно. А если начнется наступление, а мы к этому не готовы? Военное положение позволит нам привести в готовность системы оповещения гражданской обороны, систему военкоматов настроить на готовность к мобилизации, проверить все цепочки взаимодействия. Психологически подготовить жителей. На пятом году войны, мы наконец назвали вещи своими именами. Поймите, когда я будучи комбатом осуществлял передислокацию в Красном Лимане, мне нужно было просить транспорт на предприятии, введение военного положения меняет эти отношения. На предприятиях обязаны помочь вооруженным силам. Я также понимаю, что 30 дней очень маленький срок, чтобы как-то реально подготовиться к войне.
Глава Зайцевской военно-гражданской администрации Владимир Веселкин: Когда АТО заменило ООС у нас стало намного понятней с проездом местных жителей – появилась понятные правила. В армии почему легче, чем в гражданской жизни? Написано – значит так действуем! Думаю будут четкие инструкции, которые мы донесем до людей и все будет понятно.
Генеральный директор ООО «Завод цветных металлов» Виталий Малыхин: И без объявления военного положения, когда к нам обращались представители армии, мы выделяли технику и те ресурсы, которые были нужны. Мы готовы помогать, но для нас важно, чтобы это не ограничивало работу предприятия.
Экономико-правовой эксперт Петр Тутов: «Данный вопрос излишне политизируется. Принятие Указа является прямым следствием агрессивных действий РФ по отношению к Украине, начиная с 2014 года, когда были грубо нарушены нормы международного права, закрепленные в уставе ООН, а также основополагающие положения Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией, что привело к аннексии Крыма и последующей войне на Донбассе.
Захвату украинский кораблей, которые в соответствии со статьями 17, 38 Конвенции ООН по морскому праву и ст. 2 Договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива имели полное право на свободное судоходство, предшествовала длительная кампания по нагнетанию Россией напряженности в Азовском море.
Режим военного положения регулируется ст. 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» и предусматривает предоставление специальных полномочий органам власти, необходимых для предотвращения угрозы. Также предусматривается ограничение прав и свобод граждан, временное ограничение интересов юрлиц и пр.
Но ограничение прав и свобод в период военного положения является правом, а не обязанностью власти и ограничения будут приниматься с учетом конкретной ситуации. К примеру, Бахмут жил в условиях АТО, сейчас ООС, но в большинстве случаев мы не ощутили на себе влияние тех факторов, которые предусматривают данные режимы.
Нынешний режим военного положения вводится в отдельных регионах и всего на 30 дней, не отменяет выборы Президента. На мой взгляд, он является сигналом международной общественности, а также потенциальному агрессору о готовности Украины на адекватный ответ в случае ухудшения ситуации. С другой стороны он даст нам организационный и мобилизационный опыт работы в кризисных ситуациях и условиях войны. Также дает возможность применения дополнительных международных санкций по отношению к РФ, как агрессору, и это важно.
Влияние на экономику, безусловно, будет. Прежде всего, это фактор неопределенности и паники. И это мы уже ощущаем на курсе валюты в обменных пунктах. Надеюсь, что все нормализуется.
Предприниматель, руководитель волонтерской организации ГО «Бахмут Украинский» Виктор Зипир: Пока четкого мнения по этому закону я не сформировал. То, что в стране где идет гибридная война, и в каком-то виде должно быть военное положение – это верно. Но это по всей стране должно быть, ведь доказано, что склады сами не взрываются – это были террористические акты, которые приводят к ослаблению нашей обороноспособности. Ограничение прав и свобод в стране, где ведется подрывная деятельность через соцсети и телефоны, наверное это тоже правильно, какой-то особый контроль должен быть. Любое нововведение можно использовать против людей, и этот закон может стать рычагом такого воздействия. И нас уже не удивляет, как в законном русле можно влиять на неугодных, это и до войны было. Что касается нашей организации, мы вчера на собрании обсуждали, что нас ждет, и поняли, что нужно заготавливать ресурсы, быть готовыми к приему беженцев и раненых. Для нас введение военного положения означает – готовность номер один. Больше мы ни на что влиять не можем.
Волонтер, предприниматель Дмитрий Кононец: Решение нужное, но немного запоздалое. Мы как раз этот вопрос обсуждаем с моими друзьями военными. Если бы в 15-м году, когда строили оборонительные сооружения, действовало военное положение, блокирование исполкома (прим. ред. протесты волонтеров о том, что работы ведутся медленно, техника не выделяется) не было бы. Президент заявил, что военное положение в реальном времени будет введено, если будет широкомасштабное наступление на территории, которые сейчас не воюют. По факту нужно было в 14-м году это делать. Кроме того, все увидели истинное лицо наших политиков, особенно той части которая не голосовала, всех волнуют только выборы, а не то, что у нас происходит на фронте и на границах.
Военный комиссар Бахмутского объединенного городского военного комиссариата Руслан Шурло: Военное положение вводится только завтра, никаких инструкций мы еще не получали, комментировать я не имею права.
Напомним, что вчера Верховная Рада поддержала предложение Президента. 276 депутатов проголосовали (результаты поименного голосования) за введение военного положения на 30 дней на территории 10 областей Украины, куда входит и Донецкая область. В пояснительной записке, что опубликована на сайте Верховной рады указано:
«У зв’язку із введенням в Україні воєнного стану тимчасово, на період дії правового режиму воєнного стану, можуть обмежуватися конституційні права і свободи людини і громадянина, передбачені статтями 30 – 34, 38, 39, 41 – 44, 53 Конституції України, а також вводитися тимчасові обмеження прав і законних інтересів юридичних осіб в межах та обсязі, що необхідні для забезпечення можливості запровадження та здійснення заходів правового режиму воєнного стану, які передбачені частиною першою статті 8 Закону України “Про правовий режим воєнного стану”.
- Кабінету Міністрів України:
1) ввести в дію план запровадження та забезпечення заходів правового режиму воєнного стану в Україні;
2) забезпечити постачання Збройним Силам України, іншим військовим формуванням матеріально-технічних ресурсів і майна, надання послуг та їх фінансування в обсягах, що необхідні для ефективного виконання покладених на них завдань в особливий період.
- Державній службі України з надзвичайних ситуацій невідкладно разом з обласними державними адміністраціями, іншими державними органами, установами, підприємствами, організаціями всіх форм власності привести у готовність до виконання завдань за призначенням в особливий період із введенням ступеня ПОВНА ГОТОВНІСТЬ визначені об’єкти єдиної державної системи цивільного захисту, її функціональних та територіальних підсистем.
- Обласним, Київській міській державним адміністраціям, органам місцевого самоврядування утворити ради оборони та забезпечити сприяння військовому командуванню у запровадженні та здійсненні заходів правового режиму воєнного стану».
Содержание статей Конституции Украины, которые упоминаются в Законе:
Стаття 30. Кожному гарантується недоторканність житла.
Стаття 31. Кожному гарантується таємниця листування, телефонних розмов, телеграфної та іншої кореспонденції.
Стаття 32. Ніхто не може зазнавати втручання в його особисте і сімейне життя, крім випадків, передбачених Конституцією України.
Стаття 33. Кожному, хто на законних підставах перебуває на території України, гарантується свобода пересування, вільний вибір місця проживання, право вільно залишати територію України, за винятком обмежень, які встановлюються законом.
Стаття 34. Кожному гарантується право на свободу думки і слова, на вільне вираження своїх поглядів і переконань.
Стаття 38. Громадяни мають право брати участь в управлінні державними справами, у всеукраїнському та місцевих референдумах, вільно обирати і бути обраними до органів державної влади та органів місцевого самоврядування.
Стаття 39. Громадяни мають право збиратися мирно, без зброї і проводити збори, мітинги, походи і демонстрації, про проведення яких завчасно сповіщаються органи виконавчої влади чи органи місцевого самоврядування.
Стаття 41. Кожен має право володіти, користуватися і розпоряджатися своєю власністю, результатами своєї інтелектуальної, творчої діяльності.
Стаття 42. Кожен має право на підприємницьку діяльність, яка не заборонена законом.
Стаття 43. Кожен має право на працю, що включає можливість заробляти собі на життя працею, яку він вільно обирає або на яку вільно погоджується.
Стаття 44. Ті, хто працює, мають право на страйк для захисту своїх економічних і соціальних інтересів.
Стаття 53. Кожен має право на освіту.
Напомним, что во время выступления в Верховной Раде, президент Украины Петр Порошенко пообещал, что без эскалации конфликта права и свободы жителей ограничиваться не будут.