Каждый год на восстановление городов в Донецкой и Луганской областях государство выделяет миллиарды гривен. В частности, во многих населенных пунктах местные бюджеты значительно увеличились. Цифры настолько велики, что координаторы проекта “Громадський контроль” решили разобраться, как распоряжаются местные власти деньгами, которые у них есть. И, как показала статистика, большинство городов не спешит тратить средства прозрачно. Бахмут, по сравнению с первым кварталом 2017 года, также стал меньше проводить “открытые” закупки по небольшим суммам.
Коллеги из ОО “Громадський контроль” сравнили объемы закупок за I квартал 2017 и 2018 годов. Также сравнивали допороговые (до 200 000 гривен для товаров и услуг и до 1 500 000 гривен для работ) закупки от 50 000 гривен и при этом убрали все коммунальные траты:
Как видим, бюджеты в среднего размера городах выросли, соответственно, и тратить они стали больше. Но если посмотреть, как распределяются эти деньги, то можно увидеть другую картину.
В частности, если проанализировать, какие закупки шли по конкурентным процедурам (с электронным аукционом), а какие по неконкурентным (без аукциона), то станет видна обратная динамика. Процент конкурентных закупок снизился. Почти во всех городах их процент уменьшился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го года.
“В Бахмуте стали проводить меньше мелких закупок в открытую через аукцион: в первом квартале 2017 – 45%, в первом квартале 2018 – всего 21%. За первый квартал 2018 года 11 млн грн потрачено на допороговые закупки без объявления открытого аукциона”, – координатор проекта Денис Баранец.
Стоит отметить, что очень низкий процент конкурентных закупок уже второй год наблюдается в Северодонецке, Покровске, Лисичанске и Рубежном. Это видно на втором рисунке.
На третьем графике можно увидеть, сколько миллионов в первом квартале прошло через конкурентные закупки, а сколько – через неконкурентные. Стоит отметить, что благодаря конкуренции в госзакупках обычно экономится около 10%, и это явно помогает местному бюджету и бизнесу. Поэтому нежелание местных властей проводить допороговые закупки по конкурентным процедурам вызывает недоумение.
Всего одно решение про обязательные электронные аукционы для допороговых закупок — и в таких городах, как Краматорск и Северодонецк за счет экономии высвободится по 3-4 миллиона гривен в бюджете за квартал. А в год эта цифра могла бы составить около 12 миллионов.
Сухие цифры — это аргументы, с которыми сложно спорить. Благодаря им мы видим нежелание местных властей в некоторых городах переходить на торги в ProZorro в том числе и для небольших допороговых закупок, а это говорит об их незаинтересованности экономить бюджетные средства.
Координаторы проекта “Громадський контроль” призывают активных горожан обратить внимание мэров и депутатов на эту аналитику в своих городах и настаивать на внедрении электронных аукционов для допороговых закупок.