Коллеги с ГО “Громадський контроль”, которые мониторят сайт “ProZorro” разбирались с публичными закупками в городах прифронтовой зоны (Донецкая и Луганская области). С учетом того, что для восстановления этих городов нужны значительные финансовые ресурсы, интересно увидеть, как они используют имеющиеся бюджетные средства. Что получилось из такого анализа читайте дальше.
Для сравнения ГО “Громадський контроль” выбрали 10 самых крупных городов Донецкой и Луганской области, которые располагаются на подконтрольной Украине территории. Бюджеты, которые в городах тратят на закупки, крайне неравноценны. Так, в Мариуполе по процедуре открытых торгов тратят более 1 млрд. грн. в год, а в то же время в Рубежном всего – 5 млн. грн., что косвенно подтверждает разрыв в объемах финансирования и доходах крупных и малых городов. С другой стороны, в Бахмуте, Славянске и Покровске количество жителей отличается не так разительно, но объемы закупок почему-то демонстрируют значительный разброс. Так, население Бахмута в 1,5 раза меньше, чем Славянска, но тратят в Бахмуте закупок почти на 60% больше. Или, например, в Покровске живет всего на 20% меньше жителей, чем в Бахмуте, но при этом Бахмут закупает по открытым торгам почти в 3 раза больше, чем Покровск.
Второй фактор, на который мы обратили внимание – это процент открытых торгов которые состоялись. Для того, чтобы состоялись открытые торги, необходимо, чтоб пришло минимум два участника. Как мы видим из инфографики “живого” бизнеса, готового работать с государственными закупщиками не так уж и много, в большинстве городов только на 50%-60% закупок набирается 2+ участника.
Третий фактор – это готовность местных властей открыть допороговые закупки. Проведение закупок до 200 000 грн. на товары и услуги и до 1,5 млн грн. на работы зависит от решения местных властей. Очень часто закупщики на местах, чтоб не проводить закупку по конкурентным процедурам намеренно разбивают ее на части и проводят без тендера. Как видим из графиков, в Покровске (Красноармейск) и Лисичанске почти все закупки проходят именно так (без конкуренции). В городах, которые сейчас являются областными центрами, – Северодонецк и Краматорск – ситуация не намного лучше. Там конкурентных допороговых закупок всего 22% и 23% соответственно.
Объем допороговых закупок достаточно большой. К примеру, в Краматорске за 2017 год допороговых закупок прошло на 259 млн. грн. При этом по конкурентным процедурам – всего на 42 млн. грн. В Покровске (Красноармейск) неконкурентных допороговых закупок прошло на 253 млн.грн. Если бы данные закупки шли по конкурентным процедурам то экономия могла бы составить до 10%.
ГО “Громадський контроль”рекомендует местным органам управления перед тем, как заявлять, что не хватает денег на те, либо иные вопросы, научиться жить в рыночной экономике и путем конкуренции уменьшать издержки:
1) Обратить внимание структурных подразделений и коммунальных предприятий на необходимость проведения допороговых процедур закупок
2) Рекомендуем привлекать бизнес из других областей для участия в местных торгах
3) Проводить обучение для тендерных комитетов, чтоб они перестали системно нарушать закон.