После оккупации Донецка в Бахмут переехали несколько спортивных учреждений из Донецка в том числе и областная школа для детей с инвалидностью, некоторые спортсмены вместе с тренерами переехали с оккупированной территории. Для чего особенным детям нужен спорт, и какие возможности для себя открыли воспитанники школы читайте и смотрите в материале.
Дарина учится в 9-м классе индивидуально в 12-й школе, усиленно занимается английским и собирается поступать в университет. Ей нравится выжигать рисунки, которые папа для нее наносит на дощечки. Девушка призналась, что кроме семьи, учебы и творчества в ее жизнь прочно вошел спорт, занятия помогают лучше ходить и быть здоровой. Она занимается больше года и по словам тренера – директора Донецкой областной детско-юношеской школы для инвалидов Юрия Онищенко имеет успехи в физической и социальной реабилитации. Тренер отмечает, что его воспитанница физически окрепла, и при таком режиме занятий через пять лет сможет самостоятельно передвигаться и себя обслуживать.
«Она, когда здесь занимается, общается с людьми – происходит и физическая и социальная реабилитация. Дарина привыкает к движению без присмотра родителей. Дети с ДЦП обычно очень редко выходят из дома: учителя приходят домой, их редко куда-то зовут, в основном на день инвалидов. Таким деткам нужно помогать выходить из стен. Когда человек чаще выходит на улицу, он воспринимает это не как новое и пугающее, а как повседневное», – отмечает Онищенко.
Влад Сурков тоже ребенок с инвалидностью ходит на занятия с удовольствием. Он рассказал, что рад не только тому, что чувствует себя бодрым, быстро бегает, но и возможности общения с новыми друзьями. Во время тренировок мальчик познакомился с Дашей, которая плохо слышит, но это совершенно не мешает им общаться.
В школе занимаются не только дети с врожденными заболеваниями, но и приобретенными травмами. Денис Антошин, после войны выехал из Донецка, успел сменить несколько городов перед тем как осел в Бахмуте. Восемь лет назад он потерял зрение после ДТП: все что он видит – это расплывчатые пятна в виде силуэтов. Молодой человек признается, что наладить свою жизнь в старом круге знакомых не удалось, было очень тяжело свыкнуться с новым физическим состоянием и ему и его близким. Выйти из депрессии и найти новую цель жизни оказалось не просто, но в этом как раз очень помог спорт. Сначала Денис занимался пауэрлифтингом, сейчас перешел в легкую атлетику.
«Сидел дома была депрессия. Это первое и самое важное для инвалида, что я не замкнулся в себе, а общаюсь с людьми, чувствую себя здоровым, даже иногда забываю, что плохо вижу. Мне врачи говорили, что я ходить не смогу после травмы, а я начал бегать. Здесь я нашел друзей, у меня есть друзья из сотрудников «Инваспорта», мы ездим в другие города на соревнования и реабилитацию. Мне спорт очень помог, доходило до того, что я хотел повесится. Тем, кто с детства имеет инвалидность уже привыкли, а я работал, ездил на машине, а потом несчастный случай», – поясняет спортсмен.
По мнению Дениса, в Украине нужно так организовать учебный процесс, чтобы дети с инвалидностью могли общаться с обычными детьми. Это поможет создать здоровую атмосферу в обществе, когда люди не будут бояться людей с инвалидностью и вытеснять их из своего круга общения из-за неумения общаться.
Денис живет с Андреем в общежитии педучилища, с жильем помогли в бахмутском спорткомитете. Андрей Жданов рассказал, что с детства занимается спортом. За это время были травмы, но любимое дело бросить не решился. После войны, когда из-за постоянных обстрелов заниматься стало невозможно, выехал на подконтрольную территорию вместе со спортивной школой. Спорт – это спорт один из смыслов его жизни. Молодой человек учился на философском факультете и думает над тем, чтобы продолжить образование в Львовском католическом университете.
Директор Донецкой областной детско-юношеской школы для инвалидов Юрий Онищенко говорит, что до войны в областной школе занималось более 500 человек, по количеству медалей на параолимпийских играх Донецкая школа была лучшей в Украине. Поскольку два интерната для плохо слышащих и один для детей с ДЦП остались на оккупированной территории, контингент уменьшился. Сейчас занимается 144 человека.
«После того как в Бахмут переехало Донецкое училище олимпийского резерва им. С. Бубки, появилась большая проблема с кадрами. Знаю, что в городе в медицине тоже есть проблема с кадрами. Есть нюансы с жильем, которые сможет решить только руководство города. Не мешало бы построить дом для молодых специалистов, которые могли бы сюда переехать и остаться. Ко мне переехали несколько спортсменов с оккупированной территории, они живут в общежитии педучилища, я не могу перевезти всех желающих потому, что негде размещать людей, а некоторым нужен уход, есть и тяжелые дети», – отмечает Онищенко.
Отделения школы работают в пяти городах области. В Бахмуте занимается 12 детей. Если желающих будет больше, можно открыть плавание, увеличить группы по легкой атлетике, но пока с набором туговато. В школу принимают детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, ампутациями, ДЦП возрастом от 10 до 20 лет, и людей с приобретенными травмами. Занятия проходят на базе стадиона «Металлург» там же находится офис организации, куда можно обратится за консультациями.
По мнению тренера, занятия в спортивной школе помогут деткам не только физически окрепнуть, но и социально адаптироваться, поэтому всем родителям особенных детей советует в случае отсутствия медицинских противопоказаний приводить детей в школу.