В Бахмутский горсовет подана петиция с просьбой установить льготный проезд для студентов в городских и междугородних автобусах. Собрано 93 подписи из 250 необходимых, до конца процедуры осталось 18 дней. Мы попробовали посчитать компенсацию за льготный проезд, которую из бюджета нужно заплатить городским перевозчикам.
Как сообщила начальник Управления труда и соцзащиты Инна Сподина, Бахмутский городской совет компенсирует проезд льготной категории только на городских маршрутах. Компетенция органов местного самоуправление на междугородние направления не распространяется. То есть эту часть петиции уже выполнить не смогут. Государственный бюджет в автомобильном транспорте такие возмещения также не производит. Студенты ездят в междугородних автобусах на общих основаниях.
Автор петиции просит депутатов Бахмутского горсовета принять установить льготы для студентов, но покрывать расходы перевозчиков придется из городского бюджета.
Сподина отметила, в 2017-м году из городского бюджета за льготный проезд отдельных категорий граждан, которых у нас насчитывается 18 тысяч, перевозчики получили около 10 миллионов гривен. Общая сумма в 2018-м году составит около 12 миллионов гривен.
В 2017- м году компенсацию за льготную перевозку пассажиров в троллейбусе получает КП «Бахмутэлектроавтотранс» – около 10 миллионов гривен, АТП 11 406 и ЧП «Лаки» – около 2 миллионов гривен за перевозку в маршрутных автобусах.
Решение о включении студентов в список льготников, за которых из бюджета будет компенсироваться проезд, принимают депутаты горсовета. Но чтобы принять такое решение, нужно понимать сумму компенсации. Как отметила Сподина, студенты никогда не входили в льготную категорию и на сегодня точно назвать объем финансирования, которое потребуется на бесплатный провоз студентов невозможно.
Расчет компенсации происходит в зависимости от количества выручки (платных пассажиров) и количества льготников. То есть нужно знать сколько студентов пользуется услугами городского транспорта. Это можно сделать только опытным путем. Грубо можно считать по количеству имеющихся студентов.
Так сколько же студентов в Бахмуте? В Управлении молодежной политики сообщили, что без учета профессионального лицея в Бахмутских вузах обучается около 3800 студентов, из них на стационаре 2700 человек. Это шестая часть от 18 тысяч уже имеющихся льготников. Если считать пропорционально, понадобится еще не менее двух миллионов гривен на возмещение.
А это ведь только те, кто обучается в Бахмуте, а студенты, которые учатся в других городах Украины, их тоже нужно учесть? Грубо такие данные можно получить в отделе образования. Но если учитывать, что в этом году аттестат о среднем образовании получили 266 человек, то можно предположить, что с учетом пятилетнего образования нужно рассчитывает еще на тысячу человек. А на четыре тысячи студентов это уже не два миллиона, а около трех миллионов гривен компенсации из местного бюджета.
По грубым расчетам за бесплатный проезд студентов из городского бюджета нужно будет заплатить около 3 миллионов гривен.
Исходя из процедуры расчета льготной компенсации для перевозчиков получается, что, если количество студентов-пассажиров занимает значительное количество в общей доле платных пассажиров, это повлечет изменение объема выручки, соответственно изменятся коэффициенты и на другие льготные категории. Общий объем компенсаций будет больше.
Еще одним вариантом помощи студентам могли бы стать льготные проездные билеты в троллейбусе. Как сообщил директор КП «Бахмутэлектроавтотранс» Владимир Капарунин, сейчас проездной на месяц продают по одной цене – 225 гривен. В месяц выкупают около 60 проездных билетов. Возможно, при обсуждении петиции, депутаты рассмотрят вариант введения льготных проездных для студентов. Такой вариант и студентам поможет и поддержит коммунальное предприятие, но для этого также потребуется изучение пасажиропотока и возможностей бюджета.