Соледарский горсовет не единственный в Донецкой области, где с постоянно увеличивающимся количеством бездомных животных борются отловом с последующим вывозом. Официально собак увозят на пристройство в харьковский «Центр поводження з тваринами», но по мнению зоозащитников, большинство животных умирает в пути, остальных усыпляют. С этой ситуацией разбирались наши корреспонденты.
Гуманное регулирование численности бродячих животных – это одна из спецтем, которой наша редакция уделяет много внимания. Наши пользователи могли видеть серию статей и видематериалов под названием «Мы в ответе за тех, кого приручили…» о работе Артемовского общества защиты животных, поэтому, когда одна из лидеров организации Екатерина Арисой опубликовала пост в Фейсбуке о многочисленных нарушениях по договору об отлове животных в Соледаре, мы не могли не отреагировать.
В публикации Катя обращает внимание на то, что фраза из договора о том, что исполнитель сам определяет дальнейшую судьбу животного, фактически ознает истребление отловленных собак.
«Обратите внимание на условия договора, где прописано, что исполнителю предоставляется право определить дальнейшую судьбу отловленных животных. Данный пункт уже говорит сам за себя, и идёт вразрез со ст. 340, 341 ГК Украины, т.к. КП не является собственником животных и не может передавать право распоряжаться животными третьим лицам. В пункте 8.3. сказано, что стороны обязуются не разглашать дату и время отлова третьим лицам. То есть объявлений или предупреждений об отлове животных в городе нет, как это предусматривает законная процедура отлова, а это значит, что и домашнее животное может быть отловлено на бюджетные деньги», – отметила Марина Суркова, вице-президент Ассоциации зоозащитных организаций Украины.
Этот договор мы попросили прокомментировать руководство Соледарской громады. Заместитель городского головы Соледарского горсовета Ольга Рогоза заявила, что городской совет к этому договору отношения не имеет, потому что его заключало коммунальное предприятие. Но основателем комунального предприятия, которое заказывает услугу за средства громады является горсовет, о чем свидетельствует данные реестра юрлиц.
Директор коммунального предприятия Наталья Агумава подтвердила, что за судьбой животных не следят, но на отлов направляют только агрессивных животных. В 2017-м году они заплатили за отлов ЧП «Паневина» 25 тысяч гривен и планируют продолжать сотрудничество, потому что жалобы жителей есть, а вопрос регулирования численности животных никак не решается. Говорят, что за отлов платят, при этом предупреждают о проведении мероприятия, так что попадание домашних животных исключено, но другого решения вопроса сейчас нет.
«Наше предприятие занимается вывозом твердых бытовых отходов и благоустройством, это вообще не наша тема. Но на территории мы расположили несколько вольеров, где сейчас содержится 12 собак. В городе хотят принять программу гуманного регулирования численности бродячих животных. Есть проект решения, в котором на 2017-й год заложено 80 тысяч гривен. Это деньги на стерилизацию, обустройство стерилизационной площадки и обустройство площадки для выгула собак, но она пока не принята. В городе также нет инициативных людей, как например, в Бахмуте, которые готовы заниматься решением этого вопроса», – заявила директор КП «Комунальник».
Предприниматель, которая занимается отловом Виктория Паневина, заявила, что животных, которые они отлавливают в Соледаре и еще в восьми городах области, они передают в харьковский «Центр поводження з тваринами». Там отбирают агрессивных животных, которых в установленный законом срок, усыпляют, а остальных пристраивают.
Странно, Агумава нам рассказала, что отлавливают только агрессивных животных по коллективным заявлениям.
Паневина в телефонном разговоре также упомянула, что к ним на переговоры приезжал Юрий – представитель бахмутского коммунального предприятия. Заместитель городского головы Бахмута Федор Федоров заявил, что никаких договоров с харьковскими предприятиями по отлову не заключали, поскольку, результат, когда «судьба животных неизвестна» их не устраивает.
В договоре не указан срок содержания в приюте, в калькуляции, приложенной к договору этого также нет. Паневина сказала, что 220 гривен, заложенные на содержание они платят как раз «Центру поводження з тваринами», но статистику по тому, сколько животных усыпляют, а сколько пристраивают они не ведут – их задача отловить.
Очень бы хотелось, чтобы те десятки и сотни тысяч, которые городские советы Донецкой области платят за удаление животных с их территории, тратились на гуманное регулирование численности в громадах. Чтобы депутаты не принимали решение проводить «коррекцию» численности как в Соледаре, а нашли время рассмотреть и принять программу, заниматься просветительской работой, прививая отвественность хозяевам собак и внедряя программу «отлов-стерилизация-выпуск». Это будет не на много дороже – стерилизация Бахмутскому горсовету обходилась в 250 гривен за одно животное, но на много гуманнее.