На КПП “Майорск”, на майские праздники, у граждан, которые пересекали линию разграничения в сторону Украины, собирали личные данные и номера телефонов. Чуть позже, люди получили смс-сообщения, что их счета в АО “Ощадбанк” заблокированы. Как обезопасить себя, чтобы не стать жертвой мошенников, редакция сайта попросила прокомментировать пресс-службу банка.
“К сожалению, такие ситуации происходят по всей Украине. Мошенники стараются получить личные данные наших клиентов разными способами: в магазинах через анкетирование, на блок-постах, в разговорах. Но самое удивительное то, что когда человеку звонят и представляются работниками “Ощадбанка”, он верит и предоставляет свои личные данные, говорит номер карты, ее пин-код. Работник банка не имеет права требовать от собственников банковских счетов такие данные. А связи с тем, что финансовая культура у нашего населения на очень низком уровне, люди часто попадаются на такие уловки” – говорит Ярослава Титова, работник пресс-службы АО “Ощадбанка”.
Руководство банка постоянно предупреждает не реагировать на подобные смс-сообщения и звонки от якобы работников “Ощадбанка”, и просит быть внимательными своих клиентов.
Пресс-служба АО “Ощадбанка” подготовила ответы на часто задаваемые вопросы, которые подскажут, как реагировать на действия мошенников.
Как отличить поддельное смс-сообщение от банковской рассылки?
Отличительная особенность присланных банком сообщений в том, что, во-первых, в имени отправителя всегда указывается Oschadbank, т.е. сообщение приходит исключительно от Oschadbank и ни с каких других номеров поступить не может. Во-вторых, банк никогда в сообщении не просит перезвонить ему. И в-третьих, клиент может связаться с банком только по телефону Контакт-центра: 0 800 210 800, который всегда указывается в сообщении. Так что главный совет: если вы получили подобную смс с неизвестного номера, ни в коем случае не перезванивайте по телефону, который указан в таком сообщении. Иначе вы рискуете потерять свои средства. Обязательно перезвоните в Контакт-центр и сообщите о получении подозрительной смс. Ну а если вы подозреваете, что кто-то использует вашу конфиденциальную информацию, немедленно блокируйте карту. Это можно сделать самостоятельно в веб-банкинге «Ощад 24/7» или позвонив в Контакт-центр.
Что относится к конфиденциальной информации?
Это номер карты, срок ее действия, CVV2 /CVC2 код, одноразовые пароли для операций в Интернет, кодовое слово, PIN-код, пароли доступа в «Ощад24/7» и другое.
Почему такая большая рассылка идет якобы от Ощадбанка?
Вал фальшивых сообщений поступает клиентам разных банков, в основном крупных, выпустивших наибольшее количество платежных карт. Ведь попасть на клиента такого банка проще. Такого рода смс получают даже клиенты, которые не пользуются банковскими картами. Мошенники организуют массированные рассылки по телефонным базам безотносительно к категории абонента, наугад, путем подбора телефонных номеров.
По такой схеме в смс сообщают о выигрыше автомобиля и необходимости оплатить взнос, о блокировке карты и проч. Это так называемый социальный инжиниринг, который осуществляют хорошо обученные различным психологическим приемам люди. Расчет простой: паническая, рефлекторная реакция человека, получившего смс. Клиент банка сразу отреагирует на сообщение о блокировке карты и позвонит.
Мошенники могут представляться сотрудниками безопасности банков, НБУ, учреждений социальной сферы и, оказывая психологическое давление, убеждать человека сообщить им конфиденциальную информацию о карте, которую категорически нельзя разглашать ни знакомым, ни посторонним, ни лицам, которые представляются сотрудниками банка. К сожалению, есть люди, которые попадаются на удочку мошенников, и звонят по указанному ими номеру телефона. В результате кое-кто лишается своих средств. Призываю клиентов быть более бдительными и внимательными, не реагировать легковерно на всевозможные уловки злоумышленников.
Наверное, такие предосторожности касаются и звонков, якобы поступающих от банка?
Совершенно верно. Подумайте сами: зачем банку звонить клиенту и спрашивать у него о данных, которые хранятся в банке? Запомните, сотрудники банка никогда не звонят клиенту с целью получения какой-либо конфиденциальной информации, тем более с неизвестных номеров. Не откладывая, обратитесь в Контакт-центр и сообщите о странном звонке. Если в банке подозревают мошеннические действия по карте, то не станут звонить пользователю, а сразу заблокируют карту. Так что немедленно прерывайте звонок мошенника.
Многие считают, что в банке продают базы клиентов. Иначе как мошенники на них выходят?
Это исключено. Конфиденциальная информация по картам клиентов надежно хранится в процессинге банка. К ней имеет доступ ограниченный круг сотрудников. Ежегодно банк проходит подтверждение на соответствие международным стандартам безопасности. Как я уже говорил, мошенники делают рассылку путем подбора номеров. Не исключается покупка баз телефонных номеров у различных организаций. Вспомните, сколько раз вы за последнее время называли свой номер телефона, например, оформляя в каком-то магазине дисконтную карту.
Часто мошенники называют первые четыре цифры карты для того, чтобы убедить человека, что звонит именно сотрудник банка. Но не все знают, что эти четыре цифры одинаковы в рамках определенного карточного продукта.
Как еще можно обезопасить себя от мошенников?
Прежде всего следует подключить смс-банкинг, чтобы иметь возможность владеть информацией об истории движения средств по своему счету. Еще один способ защитить деньги – установить лимиты на снятие наличных, расчеты в торговой сети и гео-лимиты. Для безопасных онлайн-покупок мы советуем открывать виртуальную карту. Клиент может открыть ее самостоятельно в веб-банкинге и пополнять непосредственно перед осуществлением покупки в Интернете. Закрыть такую карту он также сможет сам в любой момент.