Дети, которые проживают на временно оккупированных территориях, не могут обучаться в украинских школах. Для того, чтобы решить эту проблему Министерство образования Украины предложило воспользоваться дистанционным образованием. В Донецкой области выделили пять базовых школ: в Краматорске, Покровске, Славянске, Бахмуте и Мариуполе.
В городском отделе образования рассказали, что в Бахмуте несколько школ выразили желание предоставлять такую форму обучения. Благодаря хорошей материально-технической базе и высокому уровню преподавательского состава выбрали школу №18.
«У нас давно было развито экстернат образование. Учащихся, конечно, было не много, до 15 человек в год, а сейчас, во время военных действий такое образование стало пользоваться спросом. Например, в 2015 году детей, обучающихся экстерном было 185 человек, со второго по 11-й класс, в разных школах. Теперь мы можем предложить и дистанционное образование. Потому как много детей и их родителей, которые проживают на не подконтрольной территории хотят получить аттестаты и свидетельства украинского образца. Уже сейчас в школе №18 набраны два класса, 9-й, в котором обучается пятнадцать человек и 11-й, с семнадцатью учащимися» – рассказала Анна Орел, главный специалист Управления образования.
В отделе образования рассказали, что обучение экстерном заменили на дистанционное. В ОШ№18 набрали два класса, где виртуально учатся и получают оценки дети с оккупированных городов Донетчины.
Для внедрения дистанционного образования была разработана платформа http://eschool.dn.ua/. Учителя, которые будут проводить занятия дистанционно, прошли дополнительное обучение в Краматорске, получили сертификат. Дети, изъявившие желание обучаться в украинской школе, предоставили документы, их зачислили в школу и теперь они могут обучаться на общих основаниях, только виртуально.
В общеобразовательной школе №18 ответственная за дистанционное образование – заместитель директора – Наталья Ларченко. Еще шесть сертифицированных преподавателей, которые могут проводить дистанционные уроки, другие учителя также постепенно обучаются новому виду преподавания.
Одно из главных требований для такого обучения – это постоянное наличие интернета. Сейчас в школе №18 обучаются дети из Горловки, Енакиево, Донецка, Антрацита, Светлодарска. Бахмут выбирают, потому, что город удобно расположен.
«На нашем официальном сайте есть объявление о наборе на дистанционное обучение. Пока сформировано два класса, но заявления от родителей еще поступают, и в 9-й класс мы еще доберем двоих учащихся. С такой формой обучения у детей, оказавшихся в сложной ситуации, появилась возможность получить украинское образование и украинский аттестат» – говорит Наталья Ларченко.
Дистанционный урок включает в себя несколько этапов. Ребенок, находясь дома, осваивает учебный материал с помощью он-лайн уроков, занятий, лекций. Роль учителя заключается в том, чтобы правильно структурировать материал на теоретическую и практическую часть. Проверка, усвоенного материала, происходит с помощью тестирования. Оценки ставит не учитель, как в классическом обучении, а автоматизированная система. Если задание предполагает открытое обсуждение, то преподаватель внедряет чат или форум, где по высказываниям детей, сможет оценить их уровень подготовки. Но итоговое тестирование – ЗНО, таким учащимся все равно придется сдавать в школе, на общих основаниях.
«С такой формой обучения учитель может работать с большим количеством детей, потратив такое же количество времени, больше предоставить дополнительного материала, практического или теоретического. Правда, в некоторых дисциплинах, пришлось сократить лабораторные и практические занятия, в связи с невозможностью их проведения» – объяснила заместитель директора ОШ№18.
Многие дети, изъявившие желание учится дистанционно, не имеют аттестата об окончании 9-го класса, и не могут сразу поступить в 11-й. Поэтому таким ученикам приходится экстерном заканчивать 9-й и 10-й классы, и только потом поступать в 11-й класс, в связи с чем они теряют время.
Дистанционную форму обучения преподаватели также рассматривают как возможность углубленного обучения одаренных детей и детей с ограниченными возможностями.