Судебная реформа является одним из обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Кроме того, украинцы считают реформу судебной системы одной из важнейших. Как проходит реформа в Артемовске, что думают об этом сами судьи, защита и граждане выясняли журналисты Общественного медиапортала.
В связи с принятием Верховной Радой Украины в феврале 2015 года Закона «Об обеспечении права на справедливый суд», произойдет много изменений в судоустройстве. Для судей расширят основания для дисциплинарной ответственности, внедрят обязанность декларировать родственные связи, откроется путь в судьи адвокатам и ученым, будет создан новый орган – Общественный совет добросовестности, и многое другое.
Результатом судебной реформы судья-спикер Артемовского горрайонного суда Ольга Чопик называет возможность увеличения уровня доверия общества к суду:
«Утверждение независимости приосуществлении правосудия, наряду с доступностью и открытостью суда, как для участников процесса,так и для других лиц, повышение требований и профессиональных стандартов для судейского корпуса,проведения первичного квалификационного оценивания судей – все это сможет сделать суд более открытым к обществу».
Судья Апелляционного суда Донецкой области Валентина Курило отмечает, что за последние десятилетия исполнительная и законодательная власти стали взаимозависимыми, а судебная власть оказалась как бы «за все в ответе».
«Развитие исполнительной власти привело к тому, что все чаще ее действия становятся предметом обжалования в суде. Участились случаи обжалования актов законодательства в судах. В результате, судебной власти в большей степени приходится оценивать, а в некоторых случаях даже ограничивать действия двух других ветвей власти. Сегодня для сторон судебного дела и для общества в целом судебный процесс формирует своего рода альтернативную демократическую арену, где представители общества и государственной власти обмениваются взглядами, а также обсуждают вопросы общего значения» – объясняет Валентина Курило.
Есть ли положительные стороны для граждан в проведении судебной реформы? Одна из концепций судебной реформы предусматривает возможность укрупнения судов, объединив суды разных областей. Например, суды Донецкой и Харьковской области. Соответствует ли такая реформа интересам граждан? Будут ли иметь свободный доступ к правосудию граждане, если они вынуждены будут обращаться в суд, расположенный в другой области? На эти вопросы можно будет ответить после того, как проведенная судебная реформа покажет себя в действии.
А вот, увеличение ставок судебного сбора для юридических и физических лиц в 2015 году, не сделало правосудия ни более доступным, ни более качественным, и бремя экономических проблем государства легло на плечи истцов. Ставки судебного сбора по сравнению с 2014 годом выросли больше чем в два раза, во столько же раз уменьшилось количество исковых заявлений.
«В Апелляционный суд Донецкой области в 2015 году исков по гражданским делам поступило 2660, против 7090 в 2014 году, по уголовным делам и производствам – 6825 против 11278 в 2014 году, 226 дел об административных правонарушениях, против 414 в 2014 году» – приводит статистику судья Валентина Курило.
“В нашем доме есть должница, которая не уплатила 8,5 тысяч гривен. Она умудрилась продать квартиру с долгами и выехать. Подсчитав, что нам придется уплатить несколько тысяч судебного сбора, мы не знаем стоит ли подавать иск на возмещение ущерба через суд”, – рассказывает председатель ОСМД Юрий Гейлер.
Также граждане жалуются на то, что приходится простаивать по несколько часов под дверьми судей в ожидании рассмотрения дела.
«В Апелляционном суде Донецкой области нам было назначено слушание нашего дела на 10.00, простояв до 13.00, мы так и не зашли в кабинет. Один из судей тройки рассматривает другое дело, а нам приходится ждать. Я думаю, что такие проблемы не решить судебная реформа, прежде всего, должна быть правильная организация рабочего времени в суде» – жалуется адвокат Сергей со своим клиентом.
Такие накладки работники Апелляционного суда объясняют тем, что времени, отведенного для рассмотрения, бывает недостаточно из-за сложности дела, желания сторон по делу давать подробные объяснения. Поэтому рассмотрение конкретного дела задерживается, а стороны по другим делам вынуждены ждать своей очереди. К сожалению, нормативными документами не предусмотрен регламент рассмотрения и гражданских и уголовных дел.
Новый закон также может снизить нагрузку на суды считает судья-спикер Ольга Чопик:
” Обязательный досудебный порядок урегулирования споров в конкретно определенных случаях уменьшит нагрузку на суды, обеспечит основу для развития альтернативных методов урегулирования споров, таких как медиация, и предоставит возможность судьям концентрировать внимание на сложных категориях дел, требующих больше времени для изучения и принятия решений”.
Пообщавшись с работающими в различных инстанциях Донецкой области судьями, которые опасаются назвать свои имена, мы узнали, что основной проблемой они считают зависимость судебной системы от законодательной и исполнительной власти.
Хотя номинально в Украине существует три независимые ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Хотя в Конституции прописаны все права и обязанности судебной власти, в государственном бюджете присутствует отдельная статья расходов, но на практике это не работает.
Чопик говорит, что именно для усиления независимости судьи в проекте Закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно правосудия предлагается отменить институт «Назначение судьи на должность впервые» и предположить, что судьи занимать должности бессрочно.
“Назначение на должность судьи будет осуществляться Президентом Украины по
представлению Высшего совета правосудия, обеспечит исключительно церемониальную роль главы государства в этом процессе. Полномочия по освобождению судей и их перевода из одного суда в другой передаются Высшему совету правосудия”, – сообщает судья-спикер Артемовского горрайонного суда.
В судах мы узнали, что за свою небольшую зарплату судьям приходится приобретать компьютерную технику, мебель в кабинет, делать ремонт. При этом испытывать негативное отношение граждан и постоянное давление сверху. Один из наших источников, признал, что сложившаяся ситуация в судебной реформе не снимает ответственности с судей, но, считает, что, если власть имущие давить на верховного судью, то им будет проще заниматься своим делом и честно работать.
Проводя параллель с европейской системой один из юристов сделал акцент на практике судебных решений, вынесенных судами низших инстанций. Европейский судья за отмененное решение не несет никакой ответственности, ему совершенно все равно, почему такое решение принимает суд следующей инстанции. В Украине же ведется статистика, судью корят в негативных показателях его работы.
“Вы не забывайте, что за решением судьи пристально следит прокуратура, и другие правоохранительные органы, а их давление часто оказывается сильнее, чем мнение защиты. Поэтому часто, принимая решение суд руководствуется в первую очередь последствиями для себя, а не законом”, – рассуждает адвокат Сергей.
“Решение аплляционного суда, которое переписано слово в слово судьей первой инстанции – это не правосудие, а придаток к системе обвинения”, – считает директор юридической фирмы Леонид Маслов, который пришел поддержать побратима бойца 92-й отдельной механизированной бригады Александра Свидро, обвиняемого в убийстве мобильной группы по борьбе с контрабандой.
Предстоящую судебную реформу практикующие судьи в целом оценивают позитивно, но считают, что от состава суда зависит не все. Необходимо упростить услугу для людей, чтобы человек, который обратился в суд быстро решил свою проблему и мог заплатить судебные сборы. Трудно достичь такого результата при нынешней системе, когда одни и те же законы трактуют несколькими вариантами, а стоимость сборов не посильна. Юристы говорят, что даже нынешнего законодательства достаточно для призыва к ответу судью-проходимца, но для этого нужна политическая воля, каковой в нашей стране пока нет.
Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.